Социальное сопровождение
- социального работника по юридически-правовым и социальным вопросам, а также по поводу конкретных социальных проблем, с которыми сталкиваются родители. Консультации могут быть индивидуальные, но также социальный работник может организовывать различные тематические тренинги для групп родителей.
Продолжительность Раннего Вмешательства зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка - и может быть от 6 месяцев до нескольких лет. Раннее Вмешательство заканчивается, когда достигнуты поставленные реабилитационные цели и когда ребенок готов к дальнейшему движению в учреждения системы образования - дошкольного или школьного характера. Процесс перехода от Раннего Вмешательства в учреждения системы образования является очень важным моментом перехода, во время которого родители требуют особого сопровождения со стороны специалистов Раннего Вмешательства, чтобы выбрать оптимальное место для обучения своего ребенка, а также сохранить полученные достижения, наметить новые цели и пути их достижения.
Что касается возможных мест дальнейшего образования, то возможны различные варианты, и родителям важно помочь выбрать оптимальные для их ребенка.
Что касается дошкольного образования - ребенок с расстройствами спектра аутизма в большинстве случаев может быть интегрирован в обычный детский сад. И при тяжелых поведенческих и когнитивных нарушениях может быть целесообразным пребывание ребенка в специализированных реабилитационных дошкольных группах для детей с нарушениями развития. Впрочем, где бы ни находился ребенок, важно, чтобы специалисты, которые с ним будут работать, были открытыми и компетентными. Успешное дошкольное образование является первым звеном социализации ребенка в среде сверстников, а потому является крайне важным.
Возможности школьного образования для детей с расстройствами спектра аутизма различные и определяются, прежде всего, особенностями ребенка, его уровнем интеллектуального развития, степенью выраженности поведенческих проблем. Для детей с синдромом Аспергера, с высокофункциональным аутизмом с нормальным уровнем интеллекта, незначительными поведенческими нарушениями может быть рекомендовано интегрированное образование в общеобразовательных школах. Для детей с сопутствующей умственной отсталостью, выраженными поведенческими расстройствами - это специализированные классы или учреждения системы образования, реабилитационные центры и др. Выбор надлежащей школьной среды, педагогов является чрезвычайно важным и родителям нужно заранее изучать имеющиеся в обществе возможности, знакомиться с педагогами, советоваться со специалистами, чтобы сделать оптимальный выбор для своего ребенка. Впрочем, где бы ни учился ребенок с аутизмом, он требует особых подходов в обучении - и мировой педагогической общественностью разработаны специальные учебные методики для детей с расстройствами спектра аутизма.
Когда уже сделан выбор места образования, очень рекомендован контакт между специалистами программы Раннего Вмешательства и специалистами учреждения системы образования с целью передачи опыта и планирования, организации оптимальных условий для дальнейшего образования ребенка с расстройствами спектра аутизма. В этот процесс так же должны быть включены и родители ребенка. Формой такого контакта могут быть: круглые столы, письменные выписки, повторные встречи, телефонные консультации и др.
Этот последний компонент является очень важным, поскольку оптимальное развитие ребенка с расстройствами спектра аутизма можно обеспечить только совместными усилиями родителей, и специалистов различных учреждений, которые эффективно сотрудничают между собой и обеспечивают последовательную целостную реабилитацию и образование для ребенка с расстройствами спектра аутизма.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)