Лидер и менеджер образования
Есть две главные роли директора школы - лидер и менеджер образования. В США и Западной Европе от директора школы ожидают не только квалифицированного выполнения функций менеджера образования, но и профессионального лидерства.
Именно лидеры, а не послушные исполнители указаний сверху способны продвигать вперед процесс реального реформирования школы, который должен состояться в первую очередь на первичном уровне - уровне отдельной школы. Если навязывать идеи (даже прогрессивные) сверху, то при отсутствии настоящего лидерства будет в лучшем случае имитация реформирования среднего образования или профанация тех или иных инновационный идей.
Лидерство - самый эффективный и дешевый способ достижения цели. Понимание того, что лидер должен мотивировать деятельность других, дает понимание глубинного смысла рекомендаций: никогда не делайте того, что могут сделать ваши подчиненные, ибо, если выполнять их работу, кто же будет выполнять вашу?
Следует также выделить как самодостаточные и функции «эксперта», которые выходят за пределы повседневного управления, - и тогда можно констатировать, что работа директора школы заключается в выполнении триединой роли: менеджер - лидер - эксперт.
Излишне доказывать, как непросто даже прекрасному менеджеру проявить лидерские качества. Замечательный эксперт (например, бывший инспектор управления образования), став директором школы, в первую очередь должен утвердить себя как лидер педагогического коллектива. Думать, говорить, быть везде.
В условиях, когда нам приходится работать без приемлемого уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса, умение организовать любую работу, даже в экстремальной ситуации, становится главным ресурсом школьной организации.
Основные функции руководителя общеобразовательного учебного заведения:
- Видение стратегии (знание философии образования, законодательной и нормативной базы, особенностей развития местных образовательных систем, умение прогнозировать развитие школы, использовать достижения мировой педагогической мысли, готовность к изменениям и т.п.).
- Руководство и мониторинг образовательного процесса (знание методических основ, теории и практики учебно-воспитательного процесса, умение организовать работу, направленную на достижение поставленной цели, готовность принимать управленческие решения и осуществлять мониторинг качества управления учебным заведением и т.п.).
- Мотивация и управление персоналом (знание теоретических основ, психолого-педагогических особенностей, форм и методов работы с персоналом, умение использовать те или иные стимулы, решать конфликтные ситуации, готовность к оправданному риску, способность толерантно относиться к оппонентам и т.п.).
- Управление развитием и финансами (знакомство с основами экономики и маркетинга и соответствующей законодательной и нормативной базой, умение эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы, осуществлять фандрайзинг и маркетинг, быть готовым к внедрению инноваций и т.д.).
- Внутренняя и внешняя коммуникация (общие знания о коммуникационных процессах, владение иностранными языками, умение организовать такие современные формы взаимодействия, как работа в команде, готовность к управлению учебным заведением как открытой педагогической системой и т.д.).
Иногда даже некоторые представители Ассоциации руководителей школ для определения профессиограммы используют термин «стандарт директора школы». Другие же руководители учебных заведений настаивают на том, что следует сначала определить стандарт условий, позволяющих директору эффективно работать. В частности, такими обязательными условиями должны быть:
- зарплата не ниже трех прожиточных минимумов;
- финансирование ежегодных 2-3 творческих командировок и учебных путешествий;
- современное техническое обеспечение работы директора;
- выделение достаточных средств на подписку периодических изданий, закупку отечественной и зарубежной литературы по менеджменту образования;
- возможность продолжать обучение (в магистратуре по специальности «руководитель учебного заведения», на курсах иностранных языков, информатики).
- общеобразовательного учреждения – лидер педагогического коллектива
- роль в осуществлении управления коллективом общеобразовательного учебного заведения для руководителя учреждения играют его обще-управленческие знания (организационно-управленческие, экономико-правовые, методико-педагогические, предметные, «светского воспитания»).
- независимых мотивов и факторов в деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения и определяются его уровень подготовки к управлению общеобразовательным учебным заведением.
Важный определяющий элемент, обеспечивающий руководителю успех в управлении коллективом общеобразовательного учебного заведения, является стремление к адекватному пониманию педагогами того, что говорит и требует руководитель во время общения с педагогическим коллективом, понимание педагогами его распоряжений.
- определить, что понимание педагогами установок руководителя, в целом, обеспечивается при следующих условиях:
- единство профессиональной речи, что может одновременно свидетельствовать об уровне компетентности руководителя общеобразовательного учебного заведения и педагогов коллектива учреждения;
- учета уровня интеллектуального развития каждого члена педагогического коллектива, а также возможного психологического воздействия возрастных, половых особенностей каждого педагога общеобразовательного учебного заведения;
- полнота информации как условие обеспечения эффективного выполнения принятых решений;
- логичность изложения и аргументированность принимаемых руководителем приказов, распоряжений, решений, установок и т.п. Принятие управленческого решения - это выбор одной альтернативы из всех возможных на основе анализа конкретных условий и прогнозирования возможного влияния выбранного варианта на достижение целей управления учреждением;
- концентрированность внимания на главном в принятых решениях;
- степень совпадения точки зрения каждого члена педагогического коллектива с мнением руководителя общеобразовательного учебного заведения и отношение подчиненного члена педагогического коллектива к руководителю общеобразовательного учебного заведения.
Компоненты процесса управления:
- диагностический, прогностический, проектировочный, соответствующие преимущественно первой стадии процесса управления;
- организаторский, коммуникативный, мотивационный, сравнительный-оценочный, эмоционально-волевой, соответствующие последующим стадиям.
- все компоненты (функции) процесса управления органически взаимосвязаны. Если не будет объективной информации о психологических особенностях каждого члена педагогического коллектива общеобразовательного учебного заведения, его настроении, поведении и деятельности, то и намеченной цели управленческой деятельности руководителя не будет хватать реалистичности, что негативно повлияет на организацию выполнения управленческого решения.
- общеобразовательного учебного заведения должен решать достаточно часто сложные, а нередко и совершенно новые задачи развития учреждения. Но по всем конкретными проблемами развития учреждения просматривается одна из самых острых - разработка и принятие решений педагогического коллектива в условиях повышения самостоятельности руководителя.
- и принятие решения - неотъемлемый компонент деятельности, но одновременно является и характерной чертой руководства как специфического вида деятельности.
- руководства общеобразовательным учебным заведением является важнейшим фактором, влияющим на создание положительного микроклимата в педагогическом коллективе. Но от стиля руководства зависит не только формирование благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе, но от него во многом зависит вообще эффективность управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения.
- руководства общеобразовательным учебным заведением - это система приемов, методов и средств, которые преобладают в управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения, а также особенности их применения, обусловленные личностью самого руководителя.
Факторами, влияющими на стиль руководства общеобразовательным учебным заведением, являются личностные качества самого руководителя заведения. Личность руководителя общеобразовательного учебного заведения - это тот «реактор», в котором «случаются» все объективные, внешние и внутренние воздействия, в котором отражаются также особенности руководимого им педагогического коллектива. После этого формируется стиль руководства самого общеобразовательного учебного заведения, который неповторим так же, как неповторима и сама личность руководителя.
Педагогическая компетентность руководителя общеобразовательного учебного заведения - это то качество его личности, которое помогает педагогическому коллективу сознательно производить лучший внутришкольный стиль руководства педагогическим коллективом на основе внедрения лучшего опыта управления педагогическим коллективом, знаний основ науки управления, личностной психолого-педагогической вооруженности членов педагогического коллектива, его научного и общекультурного кругозора и соответствующего профессионального уровня.
При всей многовариантности особенностей внутришкольного стиля руководства общеобразовательным учебным заведением, можно определить отдельные признаки формирования стиля руководства педагогическим коллективом:
- Как руководитель общеобразовательного учебного заведения организует выполнение решений (жестко регламентирует деятельность членов педагогического коллектива, или сосредоточивает внимание только на самых сложных вопросах, все пускает на самотек).
- Как осуществляет контроль членов педагогического коллектива (постоянно и жестко контролирует деятельность педагогов, вмешивается в их работу, контролирует регулярно, но в деятельность не вмешивается, контролирует иногда с уважением к педагогу).
- Степень предоставления инициативы педагогов общеобразовательного учебного заведения, делегирование им полномочий и ответственности.
- Уровень обеспечения гласности в руководстве общеобразовательного учебного заведения, источники обеспечения информацией педагогического коллектива по управленческой деятельности.
- Практика оценки деятельности педагогов (степень объективности, гласности и справедливости оценки деятельности педагогов).
- Соотношение административных (директива, приказ, распоряжение, указание и др.) и социально-психологических (личный пример, убеждение, совет, рекомендация, просьба и т.д.) методов воздействия на педагогов общеобразовательного учебного заведения.
- Место в стиле руководителя поощрений и наказаний, степень их соотношения.
- Отношение к педагогам (уважение, доброжелательность, симпатия или антипатия, понимание или пренебрежение и т.п.).
- Стиль поведения руководителя общеобразовательного учебного заведения с педагогами, степень соблюдения правил этики служебного общения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)