Волонтерская деятельность социально-реабилитационного направления
Важным шагом со стороны государства стало признание статуса волонтерской организации, их прав и обязанностей. Волонтерская организация, определяется, как юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность без цели получения прибыли. Волонтерская организация обеспечивает привлечение волонтеров для оказания ими волонтерской помощи путем заключения с ними договоров об осуществлении волонтерской деятельности. Определяется еще одна сторона сделки, получателями волонтерской помощи являются физические лица, получающие такую помощь на основании договора о предоставлении волонтерской помощи, заключенного с волонтерской организацией. Волонтеры часто живут в тех же районах, где и люди, которые нуждаются в их помощи, и относятся с ними к одинаковым возрастным группам.
Поэтому спектр деятельности, где может найти себя волонтер очень широкий. Самые распространенные виды работы волонтеров: социальный патронаж, другая работа с социально-незащищенными слоями населения (инвалиды, пожилые люди, сироты, малообеспеченные, бездомные, заключенные, маргиналы и т.п.).
Одна из целевых групп, на которую направлены социальные проекты организаций, это, прежде всего, незащищенные слои населения, обездоленные и люди, находящиеся в трудных жизненных ситуациях. Так, вследствие демографического кризиса постоянно увеличивается процентное количество пожилых людей. Эта социальная группа является одной из самых проблемных, среди них много малообеспеченных, одиноких, лиц, утративших жилье. Работа с данной категорией населения направлена на обеспечение элементарных жизненных потребностей, предоставление им надлежащей медицинской помощи, юридического консультирования, организацию досуга, отдыха, общения.
Большой пласт работы осуществляется с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки. Социально-педагогическая деятельность предусматривает обеспечение организованной материальной и психологической помощи детям. Детям предоставляются бесплатные обеды, организуется помощь врача, психолога, проводятся беседы, развлекательные мероприятия.
Работа с безработными также выходит на новый уровень своего развития. Религиозные организации активно создают малые производства и предприятия в сфере предоставления услуг. Это позволяет создать новые рабочие места, что предотвращает выезд за границу граждан трудоспособного возраста. Например, конфессиями оборудуются швейные мастерские, где бесплатно проходят обучение женщины и девушки из малообеспеченных семей, столярные цеха, пекарни. Итак, люди имеют возможность получить необходимые знания и опыт для ведения собственных дел. Значительных достижений волонтеры достигли в роботе с людьми с особыми потребностями, осуществление социального сопровождения инвалидов происходит не только с целью «удешевления» этого процесса, но и для «ломки негативных стереотипов общества» по этой категории граждан.
Дневные центры и Клубные дома являются инновационными типами реабилитационных учреждений, постепенно приходящими на смену крупным стационарным психоневрологическим интернатам, которые удалены от места проживания инвалидов, не обеспечивают соблюдение прав человека и достойного качества жизни, создают атмосферу изолированности от социума и не в состоянии обеспечить индивидуальный подход при осуществлении реабилитации. Таким образом, возникновение Дневных центров и Клубных домов является проявлением на практике прогрессивного реабилитационного принципа деинституциализации, который предусматривает предоставление реабилитационных услуг в небольших реабилитационных учреждениях на уровне сообщества. Все, кто осуществляет социальное сопровождение (социальные работники, психологи, дефектологи, преподаватели, волонтеры), называются «сотрудниками». Работа осуществляется через спортивные занятия, организацию экскурсий, совместный отдых, издание газет и журналов. Кроме мероприятий досуга важное место занимает трудовая деятельность.
Очень важной для инвалидов является информационно-консультативная деятельность общественных организаций. Она направлена на максимальное удовлетворение потребностей членов организаций инвалидов в разной информации, защиту их прав и интересов. Практически вся эта работа проводится через предоставление консультативно-психологической помощи родителям и родственникам.
Значительная часть общественных объединений занимается организацией досуга детей и молодежи с особыми потребностями. При этом культурно-массовые мероприятия, как правило, тематического характера, например, с акцентом на профилактике негативных явлений в молодежной среде, пропаганде здорового образа жизни, поддержке творческой молодежи. Главным в деятельности детских общественных организаций является создание условий для самореализации, саморазвития детей и молодежи, самоутверждения личности. Специфика работы заключается в культурно-просветительской и творческой направленности. Культурологические организации помогают развитию творческого потенциала молодежи, ее коммуникативных и интеллектуальных возможностей. Основные формы социальной работы - кружки, клубы по интересам.
Образовательные программы общественных организаций направлены на обучение волонтеров, тем самым становятся мотивационным фактором деятельности, и специализированного обучения, которое направлено на решение определенных социально-педагогических проблем. Учебные программы в большинстве построены на основе тренингов, ролевых игр, моделировании волонтерской деятельности, могут на практике показать приобретенные знания. Среди новых форм стоит отметить социокультурные, производственные и краеведческие экскурсии, обсуждения и дискуссии после просмотра спектаклей; организацию фотовыставок, книжных ярмарок и др. Среди новейших методов используется: звуковой метод обучения грамоте, метод объяснительного чтения, пропедевтические беседы, суггестивный метод учебно-воспитательного воздействия, самовнушение и др.
Проблема многих негосударственных организаций в сфере образования, заключается в том, что зачастую они не знакомы с деятельностью друг друга, даже в том случае, когда работают в одной тематике. Разветвленность, отсутствие единого информационного пространства, не способствует совершенствованию образовательных программ, в том числе и для волонтеров организации.
Образовательные программы направляются нас создание, при центрах социальных служб создаются тренерские студии для студентов-волонтеров образовательно-профилактической социальной работы. Данный подход является более эффективным по сравнению с лекционной формой осуществления образовательно-просветительской работы. Тренинговые занятия позволяют участникам поделиться собственным жизненным опытом, отреагировать на собственные эмоциональные переживания, получить обратную связь со стороны референтной группы (значимых лиц) и усвоить больший объем информации. Целью является «перевоплощение» участников таким образом, что в них развивается чувство ответственности и заботы о других, уверенность в собственных возможностях что-то изменить в своих сообществах, и способность работать вместе с людьми других рас, национальностей, вероисповеданий.
Образовательные программы общественных организаций имеют общественную направленность. Программы социальных служб направлены на решение конкретной социальной проблемы определенного слоя общества. Данные подходы, только усиливают друг друга и могут обеспечить полноценное неформальное образование, как молодым, так и взрослым представителям сообществ.
Волонтеры являются универсальными социальными работниками и социальными педагогами, они мобильны, легко перестраиваются на другой вид деятельности, занимаются постоянно самообразованием, тем самым повышая свой квалификационный уровень. Благодаря волонтерской деятельности, реализуются жизненно важные программы для людей с особыми потребностями, малообеспеченных семей, беспризорных, заключенных. Реализуются социально педагогические программы, направленные на экологическую защиту, неформальное образование детей и взрослых, организацию массового досуга молодежи, социально-культурные мероприятия.
Большие возможности волонтерского движения способствуют увеличению количества общественных организаций, специализирующихся на организационной работе волонтерских подразделений, привлечении добровольных помощников к созданию и реализации социально значимых проектов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)