Роль профессиональной ориентации подростков с инвалидностью
Наша страна прошла долгий путь от философии снисходительного отношения к инвалидам к попытке предоставить им возможность конструировать и контролировать собственную жизнь. Ранее государство не предоставляло детям с инвалидностью много возможностей и доступ ко всем общественным ресурсам: к общему образованию, новейшим технологиям, здравоохранению и социальным службам, спорту и отдыху, потребительским товарам и услугам. В настоящее время действия социума перемещаются в направлении изменения общества, удовлетворения потребностей всех людей, включая инвалидов. Они требуют и имеют неоспоримые права на равные возможности.
Не вызывает сомнения тот факт, что ведущее место в самореализации человека занимает возможность овладеть профессией и реализовать себя в ней.
На современном этапе развития общества перед специалистами - реабилитологами центров социальной реабилитации стала насущная проблема - помощь подросткам с ограниченными возможностями в профессиональном определении.
Сегодня почти нет надежных методик профессионального отбора лиц с инвалидностью. Существующая система профессиональной ориентации и отбора не учитывает проблемы здоровья человека. Нет соответствующих профессиограмм и профессиокарт, учитывающих особенности нозологий людей с инвалидностью, - все это надо разрабатывать на основе современной методологии.
Социальная недостаточность из-за ограничений способности к профессиональной деятельности для детей и подростков с отклонениями в развитии является прогностически вероятной. Действенной мерой социальной реабилитации для них является предварительная профориентация в детском возрасте, в подростковом периоде - профориентация и профессиональное обучение, а эффективность определяется характером будущего трудоустройства.
Профессиональное самоопределение является одним из основных условий самореализации личности в обществе. Оно представляет собой сложный, длительный и многоступенчатый процесс, который прямо и косвенно зависит от ряда различных факторов. Понятно, что подростки с ограничениями жизнедеятельности имеют дополнительные осложнения в успешной самореализации в профессиональной деятельности. Таким образом, деятельность центров социальной реабилитации по вопросам профессионального прогнозирования и ориентации детей-инвалидов старшего школьного возраста должна носить системный, последовательный характер, предусматривать различные формы и методы работы, сочетать возможности и усилия всех участников процесса комплексной реабилитации. К сожалению, в настоящее время почти нет отработанных методик профессионального прогнозирования и профессиональной ориентации.
С целью решения этих вопросов и наработки организационных и методических подходов к обеспечению профессионального прогнозирования и ориентирования подростков с инвалидностью на выбор профессии Государственным комплексом социальной реабилитации детей-инвалидов был разработан и проведен ряд мероприятий для подростков с ограничением жизнедеятельности старшего школьного возраста. Специалисты Учебно-методического центра Государственного комплекса проанализировали концепцию профессиональной реабилитации и модель Центра профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью, в которых дается развернутый механизм профессиональной реабилитации, составной частью которой является этап профессиональной ориентации подростков с инвалидностью.
Для работы с детьми была избрана такая форма работы, как специализированные курсы комплексной реабилитации.
Были поставлены следующие задачи:
- налаживание механизма отбора неполноценных детей определенного возраста для прохождения ими курса комплексной социальной реабилитации;
- согласование кадровых вопросов обеспечения курса;
- подготовка соответствующих диагностических и методических инструментов для реализации поставленной цели.
На этапе проведения курсов решались следующие задачи:
- диагностирование личностных особенностей подростков и определение их предыдущих профессиональных склонностей;
- разработка индивидуальных планов социальной реабилитации и медицинского сопровождения;
- реализация предусмотренных коррекционно-реабилитационных мероприятий путем проведения индивидуальных и групповых форм работы.
Для работы с подростками был разработан и реализован следующий план мероприятий:
- занятия по овладению навыками работы на компьютере;
- нформационно-консультативные встречи со специалистами областного Центра занятости, главного управления труда и социальной защиты населения, спортсменами-инвалидами и др.;
- консультации по основным предметам школьного цикла;
- участие детей в работе кружков изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- экскурсии;
- общевоспитательные и культурно-массовые мероприятия;
- индивидуальные консультативные собеседования с родителями по вопросам дальнейшего продолжения реабилитации их ребенка.
Основными задачами социально-психологического сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения являются:
- обеспечение единства психолого-педагогических и медико-социальных рекомендаций по профессиональной ориентации и самоопределению;
- изучение личностных особенностей и профессиональных предпочтений личности и социального воздействия на нее;
- организация воспитательных образовательных взаимодействий с ребенком старшего школьного возраста и создание благоприятных условий для наиболее полного развития задатков, способностей, профессионально важных качеств личности в процессе комплексной реабилитации;
- коррекция взаимоотношений, способов социального действия, помощь в решении конфликтов, посредничество в творческом развитии личности и группы.
Задачи психологического сопровождения были направлены на психологическую диагностику подростков с особыми образовательными потребностями с целью выявления их личностных особенностей и определения профессиональных интересов, склонностей и направленности.
Психологическое сопровождение организационно состоит из 3-х основных этапов.
I этап. Включает в себя проведение первичной комплексной психологической диагностики для выявления личностных особенностей и определения профессиональных интересов детей.
II этап. Направлен на индивидуальную и коллективную коррекционную работу с подростками.
III этап. Заключается в определении результатов проведенной коррекционной работы и подготовке рекомендаций семьям по вопросам дальнейшего продолжения реабилитации подростков с ограничениями жизнедеятельности.
Социальное и педагогическое сопровождение включает в себя следующие мероприятия:
- различные формы и приемы предоставления подросткам с инвалидностью информации для ознакомления их с современными видами профессиональной деятельности;
- консультации по основным предметам школьного цикла;
- информационно-консультативные встречи со специалистами областного Центра занятости и главного управления труда и социальной защиты населения.
Профессиональная ориентация подростков с ограничениями жизнедеятельности - важный педагогический аспект развития детей с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для их подготовки к самостоятельной работе.
При своевременном специальном педагогическом влиянии, дети с инвалидностью приобретают значительные потенциальные возможности по формированию профессиональных навыков.
В работе с подростками с ограничениями жизнедеятельности специалисты решают задачи нравственного и специального воспитания, учитывающие особенности развития каждого ребенка, создают целесообразные, педагогически обоснованные условия для занятий.
Педагогическое сопровождение профессиональной ориентации обеспечивает все ее звенья: организацию, содержание и методы. Педагогическое воздействие направляется на корректировку нарушений ребенка и его развитие во время профессиональной ориентации.
Для расширения знаний подростков с ограничениями жизнедеятельности по современным видам профессиональной деятельности проводятся информационно-консультативные занятия, которые предусматривают полное и всестороннее ознакомление подростков с инвалидностью с миром профессий, правилами и алгоритмами их выбора, социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами профессии. Детям-инвалидам предоставляется помощь в профессиональном самоопределении, принятии осознанного решения о выборе того или иного вида профессиональной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Блок информационно-консультативных занятий дополняется тренингами по выработке социально значимых умений и навыков. Они направлены на осознание детьми своих способностей и возможностей, их применение при выборе профессии, отработки необходимых умений и навыков.
В дополнение к занятиям, с целью повышения эффективности ознакомления детей с современными профессиями, их особенностями и преимуществами подросткам с ограничениями жизнедеятельности предоставляется возможность ознакомиться с учебными заведениями, которые готовят работников для сферы обслуживания, торговли и легкой промышленности и др.
В ходе встреч подростки с ограничениями жизнедеятельности имеют возможность ознакомиться с учебной и производственной базой учреждений, условиями зачисления и обучения, пообщаться со студентами, преподавателями и руководителями этих учреждений, задать им конкретные вопросы. Они также могут непосредственно оценить свои возможности по овладению большим количеством профессий и откорректировать свои предыдущие профессиональные предпочтения.
Проведенные встречи являются эффективными, они вызывают у подростков с ограничениями жизнедеятельности искренний интерес и заинтересованность. Часть детей, после их проведения уточняет свои прежние профессиональные предпочтения.
Таким образом, данная форма работы является целесообразной, эффективной и обязательной при проведении профессионального прогнозирования и ориентирования в условиях центра социальной реабилитации детей-инвалидов.
Дополнительную информацию по вопросам социальной поддержки и помощи инвалидам и детям-инвалидам со стороны государства, возможностей и условий профессионального обучения и последующего трудоустройства подростки с ограничениями жизнедеятельности получают во время встреч со специалистами главного управления труда и социальной защиты населения областного Центра занятости.
В ходе этих встреч работники учреждений социальной сферы предоставляют широкую и разнообразную информацию, отвечают на многочисленные вопросы. Подростки с ограничениями жизнедеятельности получают консультации по всем вопросам, которые вызывают их интерес. Профессиональное самоопределение является одним из основных условий самореализации личности в обществе. Оно представляет собой сложный, длительный и многоступенчатый процесс, который прямо и косвенно зависит от ряда различных факторов. Понятно, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют дополнительные осложнения в успешной самореализации в профессиональной деятельности. Таким образом, деятельность центров социальной реабилитации по вопросам профессионального прогнозирования и ориентации детей-инвалидов старшего школьного возраста должна носить системный, последовательный характер, предусматривать различные формы и методы работы, сочетать возможности и усилия всех участников процесса реабилитации.
Таким образом, можно утверждать, что:
- профессиональная ориентация подростков с ограничениями жизнедеятельности должна иметь приоритетное место в системе комплексной работы коррекционно-реабилитационных учреждений, в которых находятся лица с инвалидностью от 14 лет;
- первые шаги профессиональной ориентации подростков с инвалидностью, которые начали в центрах социальной реабилитации детей-инвалидов, дали толчок для разработки новых методик профессиональной реабилитации подростков с ограничениями жизнедеятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)