Проблема внедрения инклюзивного образования
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» является достаточно широким - оно охватывает всех учащихся, чьи образовательные потребности выходят за рамки общепринятых норм. Оно касается детей с нарушением психофизического развития (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсорными нарушениями и проблемами умственного развития). Сюда также относятся дети из социально уязвимых групп (в частности, воспитанники детдомов) и др. Возникает вопрос: все ли эти дети смогут учиться в массовом учебном заведении? Смогут ли дети с умственной отсталостью с помощью коррекционных программ дотянуться до уровня знаний учащихся общеобразовательной школы и получить свидетельство об окончании данной школы. Интегрировать в общеобразовательную среду можно только тех учеников, которые с помощью коррекционных педагогов смогут успешно освоить школьную программу, то есть основным критерием отбора должны быть интеллектуальные способности. Для остальных детей следует сохранить специальные учебные заведения. Однако, социальная интеграция необходима и им.
Такой особый ребенок, где бы он ни учился, требует постоянного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения. А поэтому необходимо постоянно контролировать качество коррекционного процесса и прослеживать картину развития каждого ученика, чтобы своевременно вносить коррективы. Для этого в каждом учебном заведении можно ввести должность заместителя директора по коррекционной работе, что является экономически невыгодным или возложить эту функцию на психолого-медико-педагогическую консультацию.
Функцию контроля целесообразно возложить на психолого-медико-педагогическую консультацию, поскольку она имеет возможность системно отслеживать путь развития каждого ребенка.
Еще одной проблемой на пути внедрения инклюзивного образования является его кадровое обеспечение. Постановлением Кабинета министров предусмотрена необходимость включения в штатное расписание должностей ассистента учителя (коррекционного педагога), однако такого количества специалистов в настоящее время нет.
На сегодняшний день, целесообразно сделать специальные учебные заведения консультативными центрами, где бы проводились семинары, курсы, предоставлялась консультативная помощь для коррекционных педагогов, которые будут работать в массовых школах и получать второе специальное высшее образование. Но кроме коррекционных педагогов ребенка с особыми потребностями в обучении должны сопровождать психолог, социальный педагог, логопед и другие специалисты, для которых в штатном расписании общеобразовательной школы мест не предусмотрено. С другой стороны, назревает проблема высшего образования. Ведь выпускник ВУЗа не захочет получать диплом со специальностью «ассистент учителя».
Следующей проблемой является создание так называемой безбарьерной среды. То есть инклюзивная школа должна быть оборудована соответствующими пандусами, лифтами, измененной в соответствии с потребностями детей архитектурой внутренних помещений. Если в классе учится 2-3 ребенка с недостатками зрения, то стены должны быть окрашены в соответствующий цвет, если есть дети с нарушениями слуха, то это предполагает звукоизоляционную обивку комнат. Если у ребенка корсет (при тяжелых формах сколиоза), то ему нужна соответствующая мебель. А для ученика в инвалидной коляске барьером может быть даже дверная ручка. А если к этому добавить необходимость организации бесплатного подвоза учащихся в учреждения, их питание, оборудование новых кабинетов и комнат отдыха, то организация инклюзивного учебного заведения является очень затратным процессом.
Инклюзивные классы в массовом учебном заведении предлагается открывать только при наличии соответствующей материально-технической и методической базы, соответствующих педагогических кадров и помещений. Конечно, эти условия не соблюдены в одной общеобразовательной школе, так как ранее в этом не было необходимости. Выделить средства на их обеспечение при сегодняшнем финансировании образования руководитель учебного заведения тоже не имеет возможности.
Однако основным негативным фактором является сознание общества. Ведь большинство родителей не готовы к тому, что вместе с их детьми будет учиться ребенок-инвалид. Это влияет и на мнение учеников. И педагогам массовой школы трудно представить «особого» ребенка в классном коллективе.
Поэтому каждый регион, каждый конкретный руководитель на базе своего образовательного учреждения должен искать оптимальные пути для воплощения интегративных тенденций самостоятельно. При этом следует совместить требования Министерства образования и предложения ученых, учесть опыт зарубежных коллег в этой области. Главными в процессе должны оставаться потребности ребенка-инвалида. Решение данного сложного вопроса в каждом регионе происходит по-разному.
Педагоги школы хорошо понимают, что невозможно преодолеть все барьеры, которые возникают в нашем обществе на пути особенного ребенка с помощью одного только образования. Для этого нужно сформировать сознание общества. Поэтому необходимо сотрудничество с гражданским обществом, прежде всего, с общественными организациями, политиками, госслужащими, средствами массовой информации. То есть первоочередной задачей на пути внедрения инклюзивного образования является формирование мнения людей в отношении инвалидов, а в частности детей с нарушениями интеллекта.
Осуществляя социальную интеграцию, педагоги школы привлекают средства массовой информации. Также систематически проводятся семинары, тренинги, для того, чтобы повлиять на общественное мнение.
Активным является сотрудничество с родительской общественностью. Проводятся семейные праздники, в которых принимают участие не только воспитанники, но и члены их семей. Именно в такие дни родители могут пообщаться с дирекцией, учителями, психологом и другими родителями. Много внимания уделяется работе с асоциальными семьями. Учитель-дефектолог наблюдает за общением родителей с ребенком, указывает на недостатки и помогает решить конфликтные ситуации. Психолог школы постоянно проводит анкетирования и тренинги для родителей относительно трудностей в общении с детьми с психофизическими недостатками.
Одним из путей реализации частичной интеграции ребенка с интеллектуальной недостаточностью в общество стал воспитательный процесс.
Положительное влияние на развитие детей-инвалидов дает общение со здоровыми сверстниками. Однако опыт показывает, что не все дети готовы к такому общению. Общаясь с ребенком с интеллектуальными недостатками в пределах школы, здоровые ученики часто стесняются поздороваться с ним на улице. Зато у учащихся специальной школы сформировалось несколько потребительское отношение к гостям заведения - они ожидают материальной помощи. Поэтому достаточно трудно установить равные отношения, как это предусматривает процесс интеграции.
На сегодняшний день перспективной базой для развития интеграционных процессов является внешкольное образование. Ведь часто у ребенка-инвалида может открыться талант в той сфере, где мы этого совсем не ожидаем. Поэтому целесообразно в штат работников внешкольных учебных заведений ввести ставки учителей-дефектологов, людей знающих и умеющих работать именно с такой категорией детей. Таким образом, будут созданы дальнейшие условия для социальной интеграции детей с особыми потребностями (разных нозологий).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)