Обеспечение условий жизнедеятельности лиц с недостатками развития
Важным показателем уровня развития общества является уровень обеспечения условий жизнедеятельности лиц с недостатками развития: их образовательной, трудовой, профессиональной реабилитации и социальной адаптации. Вопросы охраны здоровья детей и материнства считаются приоритетным направлением внутренней политики нашего государства. К сожалению, сегодня, наблюдается факт упадка института семьи. Это подтверждает и демографический кризис, и рост количества разводов среди молодежи, повышение уровня инвалидизации населения, в частности, детской инвалидности.
Процесс демократизации общества сказался на жизнедеятельности современной семьи, ее материальном положении, морально-психологическом климате, воспитании детей, особенно на семьях, воспитывающих детей с пороками развития.
Сегодня чувствуются положительные изменения в стереотипах и установках в отношении лиц с недостатками развития, развитие гуманных отношений, которые основываются на основе духовного опыта народа, сочувственном и милосердном отношении к лицам, которые нуждаются в помощи. Ведь в ментальности и общественных отношениях еще древних славян существовало сочувственное, человечное отношение к «покалеченным, несчастным, убогим». Как свидетельствуют летописи, этому способствовали монастыри, которые делали первые попытки по воспитанию и обучению глухих.
В последние годы в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается повышение внимания к семье. Однако без создания соответствующего материального обеспечения семей, воспитывающих детей, в том числе детей с недостатками развития, начала необходимого профессионального сопровождения тех семей, которые требуют особой поддержки, кардинальных изменений в улучшении сегодняшнего состояния семьи не будет наблюдаться.
Сегодня лишь 5-6% всего населения считают себя атеистами, остальные исповедуют ту или иную религию, основным принципом которой являются высокие человеческие качества, соблюдение основных жизненных принципов любви и милосердия. Существенное влияние на формирование духовности нации в нашем государстве имеет религия. На помощь семье пришли священники, которые организуют воскресные школы, способствуют созданию общественных благотворительных организаций, заботятся о духовном и образовательном развитии общества.
Но, если в воспитании здорового ребенка важное место играет религия, то воспитание ребенка с недостатком слуха, как и раньше, ложится только на плечи родителей и родственников. При налаживании помощи специалиста таким семьям особое внимание уделяется детям с тяжелыми расстройствами опорно-двигательного аппарата или умственной отсталости, незрячим.
Дети с недостатками слуха зачастую являются менее вовлеченными в силу специфики дефекта - ограничения в вербальной (словесной) коммуникации, ограниченном слуховом восприятии церковной службы.
В поле зрения религиозных общин обычно попадают дети, которые учатся в учебных заведениях компенсирующего (вспомогательного) типа.
Введя социально-педагогический патронат семей, воспитывающих детей с проблемами развития, Министерство образования и науки занимается сегодня аспектами социализации этих семей. Целью данного мероприятия является избежание материнской депривации (когда детей, находящихся в школах-интернатах, надолго отрывают от семей), а также введение конструктивных связей коррекционных педагогов с родителями для того, чтобы дети могли интегрироваться в общеобразовательную школу и получать помощь коррекционных педагогов.
Но образовательные проблемы семей, в которых растут дети с нарушениями слуха, решены лишь частично. Благодаря действенности научно-педагогического эксперимента «Социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях», части детей с особенностями развития созданы условия для обучения и воспитания в среде здоровых сверстников.
Самая большая роль в этом процессе отводится школе и семье, то есть учителям и родителям, которые должны позаботиться о формировании должного уровня готовности ребенка к обучению в специальной или общеобразовательной школе.
В народе говорят, что утро является лучшим временем суток, весна – временем года, детство - жизни. Именно с этого периода во многом зависит будущее ребенка. Дошкольный возраст имеет исключительное значение для становления личности и духовного развития ребенка. Семья всегда была ведущим фактором в этом становлении.
Семейное благополучие определяется высоким уровнем внутрисемейной духовности, нравственности, удовлетворении эмоционально-волевых потребностей членов семьи. Особенности семейного микроклимата сказываются на психическом, нравственном состоянии всей семьи, на формировании личности ребенка.
Реформирование системы и содержание общего и специального образования, начало обучения с шести лет, интеграция детей с недостатками слуха к обучению в общеобразовательных школах - все эти факторы заставляют родителей повышать свое педагогическое образование, чтобы помочь своему ребенку полноценно социализироваться в противоречивую современность. На современном этапе вопрос адаптации ребенка-дошкольника с недостатками слуха к окружающему миру стоит как никогда остро. Поэтому влияние семьи на становление личности ребенка с недостатком слуха считается актуальной проблемой, которая требует детального исследования и внедрения в практику.
Семья для ребенка является не только условием его развития, но и источником развития. С первых дней своего существования ребенок находится под влиянием окружающей среды, собственной семьи, «будто ведет за собой ее развитие».
В теории сурдопедагогики и сурдопсихологии вопрос родительского фактора изучали многие выдающиеся ученые. Они говорили о значимости привлечения родителей к учебно-воспитательному процессу для воздействия на личность ребенка-дошкольника.
Некоторые исследователи изучали роль родительского фактора в формировании готовности ребенка к обучению в школе. Однако до настоящего времени нет обоснования роли родительского фактора в системе формирования готовности ребенка с недостатками слуха к обучению в образовательных учреждениях различного типа, определения структуры формирования личностной и интеллектуальной готовности к обучению с помощью семьи.
В воспитании будущего школьника с устойчивыми поражениями слуха, важное место занимает родительский фактор, являющийся одним из соответствующих условий, которые следует учитывать при формировании высокого уровня интеллектуальной и личностной готовности детей к обучению в образовательных учреждениях компенсирующего и общеобразовательного типа.
Разговор врача с родителями является всегда непростым. Родители переживают большое несчастье из-за рождения глухого ребенка. В будущем им выпадет еще немало проблем и трудностей из-за болезни своего малыша. Но в конечном итоге, судьба ребенка зависит именно от того, как быстро родители смогут себя преодолеть и попытаются обратиться к специалисту, чтобы убедиться в страшном диагнозе.
Не всегда родители первыми выявляют недостаток слуха у своего ребенка. Чаще этими людьми являются близкие родственники, которые живут отдельно или вместе с семьей. В основном взрослые ориентируются на отсутствие речи (слов) у ребенка в возрасте 1-1,5 года, хотя родители и объясняют этот факт себе и окружающим тем, что ребенок все понимает. Родители не замечают отсутствие или недоразвитие лепета у малыша (в возрасте 4-6 месяцев), нечеткую реакцию на неречевые звуки высокой частоты - музыкальные инструменты (погремушки, колокольчики), предметы окружающего мира или человеческий голос нормальной силы. Многие дети путают звуковые волны с вибрацией, которую создают звучащие предметы. Обычно родители следят за состоянием и развитием двигательной сферы своих детей - держанием головы, началом сиденья, ходьбы.
Фаза отрицания у семей наступает и продолжается по-разному - от одного до 2-3 лет и даже до 4-5 лет. Только некоторые семьи стремятся сразу узнать всю возможную информацию не только относительно лечения своего малыша, но и относительно организации его дальнейшей жизни. Остальные родители, узнав о поражении слуха и получив консультацию о необходимости начала ранней коррекции и протезирования, все-таки акцентируют свое внимание на возможных попытках только лечения заболевания и обращаются за советами к разным специалистам с целью отрицания вывода диагноза. Таким образом, нередко «установление диагноза затягивается из-за долговременных консультаций и обследований». Эти поиски «панацеи» от глухоты приводят к потере драгоценного времени и способствуют появлению вторичных дефектов речевого, психического, эмоционально-волевого развития. У большинства малышей стали наблюдаться негативные проявления поведения - упрямство, негативизм, раздражительность, капризы, плаксивость, а иногда - агрессивность и пренебрежение к родителям и родственникам. Причиной такого поведения является доминирование «гиперопеки» в отношениях со своим ребенком, преобладание в отношениях вседозволенности, потакание прихотям, влияние чрезмерной родительской опеки.
Почти все взрослые подтверждают факт обострения отношений в этот период, особенно тяжело переживает факт болезни ребенка отец. Некоторые семьи распадаются на этом этапе, этапе «Потери надежд».
Следующей фазой является фаза сознания, когда родители признают, что их ребенок болен, слух ему вернуть невозможно.
Положительной чертой этого периода является то, что родители наконец приближаются к конструктивной фазе - фазе примирения и начала активной деятельности.
Эта фаза наступает у родителей по-разному. Одними из первых начинают систематическое обучение своего малыша в возрасте одного года (двенадцать месяцев) семьи, в которых один из родителей по специальности педагог. Большинство семей, посещающих сурдологии, приступают к обучению, соответственно, раньше и, соответственно, раньше протезируют детей - в два-три года.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)