Прикладные вопросы теории реабилитационных систем и реабилитационный менеджмент
На основе образовательной парадигмы комплексной социальной реабилитации осуществлен анализ государственных актов периода последних лет, которыми регулируется деятельность коррекционно-реабилитационной отрасли. Кроме того, проведен анализ международных конвенций и рекомендаций Международной организации труда в области профессиональной реабилитации и переквалификации лиц с ограничениями жизнедеятельности. Установлено, что развитие нормативно-правовой подсистемы реабилитации должно осуществляться через рост в ней системообразующей роли личностно-ориентированных и образовательных подходов.
Теоретические принципы реабилитационной системологии должны быть применены к отдельным формам реабилитационного процесса, которые как реабилитационные системы остаются мало изученными. Исходя из этого, были разработаны принципы и обосновано построение коррекционно-реабилитационных служб и системы реабилитации в специфических условиях - центра комплексной реабилитации, специальной школы-интерната, интегрированного учебного заведения, пенитенциарного учреждения и тому подобное. На основе теоретико-практического анализа эмпирического отечественного опыта описаны модели коррекционно-реабилитационного пространства в сети центров реабилитации различной направленности и ведомственной подчиненности. Исследованы внедрения коррекционного психолого-педагогического компонента в государственных центрах социальной реабилитации детей-инвалидов и профессиональной реабилитации взрослых с инвалидностью Министерства труда и социальной политики, учебно-реабилитационных центрах Министерства образования и науки, центрах медицинского направления Министерства здравоохранения, санаторно-курортных учреждениях, реабилитационных центрах негосударственной формы собственности.
Изучались проблемы моделирования комплексной коррекционно-реабилитационной работы с гражданами с инвалидностью, которые осуждены к лишению свободы. Учтена нормативно-правовая специфика жизнедеятельности заключенных с инвалидностью в условиях пенитенциарной системы.
Применение работниками уголовно-исполнительных учреждений в своей работе принципов и методических положений позволяет значительно повысить эффективность перевоспитания и осуществить полноценную реабилитации заключенного гражданина с инвалидностью, способствует развитию гуманистической направленности процессов реформирования пенитенциарной системы.
Сформулированы принципы социально-правового, медицинского, социально-психологического и коррекционно-педагогического сопровождения осужденных инвалидов в условиях лишения свободы, которые развивают закономерности педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях.
Дальнейшее развитие системы коррекционно-реабилитационной работы невозможно без коренного реформирования подготовки кадров для этой сферы и повышения профессиональной мобильности коррекционных педагогов, специальных психологов и реабилитологов. Предложена системная подготовка специалистов широкого профиля, компетентных не только в сфере специальных образовательных и психологических вопросов помощи детям с дизонтогенезом, но и в современных проблемах комплексной реабилитационной работы с широким спектром нарушений психофизического развития ребенка, в вопросах коррекционной андрагогики и профессиональной реабилитации взрослых с инвалидностью, интегральных коррекционно-реабилитационных технологиях и тому подобное. Согласно концепции исследования в работе коррекционного педагога и педагога на первый план выходят функции «менеджера» коррекционно-реабилитационного процесса, который направляет траекторию развития человека, способствует и помогает коррекционным и компенсаторным процессам, формирует мотивацию к самореабилитации и тому подобное.
В плоскости создания условий для формирования профессиональной мобильности будущих коррекционных педагогов, специальных психологов и реабилитологов разработана и апробирована система программ интегрированных дисциплин, связанных между собой структурно-логическими связями: «Коррекционно-реабилитационные службы», «Методические основы социальной реабилитации», «Коррекционная андрагогика», «Социально-правовое обеспечение реабилитации людей с инвалидностью» и «Реабилитационный менеджмент». С целью приближения практики подготовки специалистов коррекционно-реабилитационной сферы к европейским и мировым стандартам, и в соответствии с изменениями, которые произошли на рынке труда, обосновано реформирование перечня направлений подготовки специалистов, включая введение новых специальностей и специализаций по различным образовательно-квалификационным уровням.
Студенты, которые учились по этим программам, значительно повысили свою профессиональную мобильность благодаря получению компетенций, знаний и умений по таким вопросам коррекционно-реабилитационной работы, как:
- знания по вопросам теории и практики реабилитологии;
- знания по вопросам коррекционной андрагогики и социально-правовой защиты лиц с инвалидностью;
- компетентность в вопросах интегральных реабилитационных технологий;
- системность и комплексность в подходах к коррекционно-реабилитационной работе с детьми и взрослыми с инвалидностью;
- способность работать в мультидисциплинарной команде;
- знания и умения в управлении коррекционно-реабилитационными процессами, их методическом обосновании;
- компетентность и готовность к работе в интегрированных учебных заведениях, центрах комплексной реабилитации лиц с инвалидностью, в реабилитационных учреждениях для взрослых лиц с инвалидностью и тому подобное.
Специалисты центров и учреждений социальной реабилитации значительно повысили свой профессиональный уровень в сфере коррекционно-реабилитационной работы, управления реабилитационными системами различного уровня и направленности. Знание о системных основах организации комплексного реабилитационного процесса положительно повлияли на их работу в учреждениях и центрах реабилитации.
Новые педагогические подходы к преподаванию реабилитационного менеджмента были апробированы на курсах повышения квалификации специалистов системы здравоохранения. В программу повышения квалификации медицинских работников был включен модуль «Основы менеджмента социально-педагогической реабилитации и коррекционно-педагогической работы».
Включение в программу элементов психолого-педагогических знаний позволило значительно улучшить осведомленность медицинских работников в сфере образовательных принципов, подходов и технологий комплексной медико-социальной реабилитации детей с нарушениями психофизического развития и способствовать повышению эффективности реабилитационных процессов.
Освещены управленческие вопросы организации системной работы коррекционно-реабилитационного учреждения независимо от направления и форм реабилитационной деятельности, ведомственного подчинения, организационной структуры. В частности, обоснована новая отрасль знаний, сфера практической деятельности и перспективное направление подготовки кадров - реабилитационный менеджмент. Реабилитационный менеджмент определен как специфический вид управленческой деятельности (социального менеджмента), который представляет собой систему стратегий, принципов, методов, технологий, средств и форм организации и управления реабилитационными процессами, системами и учреждениями с целью повышения их эффективности. Его также можно рассматривать как результат эволюции педагогического менеджмента в реабилитологии и управленческий инструмент реализации образовательных принципов комплексной реабилитации.
Особого внимания требует разработка и внедрение методов мониторинга национальной сети центров реабилитации и других коррекционно-реабилитационных служб. Предложена и апробирована система оценки качества и стандартизации реабилитационных услуг в соответствии с международными стандартами менеджмента качества и модели совершенства Европейского фонда управления качеством. Применение признанных во всем мире принципов и технологий Всеобщего управления качеством не только будет способствовать совершенствованию работы учреждений и организаций, являющихся производителями социальных реабилитационных услуг, но и делать процессы совершенствования системными, технологически развитыми, а результаты реабилитационного процесса эффективными и приближенными к потребностям клиента.
Методика оценки качества деятельности коррекционно-реабилитационных служб была создана и внедрена в ходе мониторинга центров медико-социальной реабилитации детей и центров трудовой и профессиональной реабилитации взрослых инвалидов. Она состоит из десяти анкет, содержащих как статистические данные относительно центра, так и процессную информацию, и данные о результатах работы, описывающие функционирование центра, в частности, непосредственно процесс реабилитации. Последний разбит на группы реабилитационных фактов и феноменов, касающихся социального, педагогического, психологического, медицинского и технического аспектов реабилитации. Таким образом, в мониторинге индексы информационного массива объединены в следующие группы:
- общие данные относительно центра реабилитации;
- материально-техническое и финансовое обеспечение центра;
- кадровое обеспечение деятельности центра;
- организационная и внутренняя документальная работа центра;
- лидерство и менеджмент организации;
- партнерство, информационная и просветительская работа центра реабилитации;
- реабилитационный процесс (общие данные);
- аспекты социальной реабилитации;
- педагогический и психологический аспекты реабилитации;
- медицинский и технико-экологический аспекты реабилитации.
Оценочная модель совершенства функционирования реабилитационного учреждения включает не только результаты работы учреждения, но и потенциальные возможности в сфере предоставления услуг. Каждая зона мониторинга имеет балльную оценку, составленную на основе экспертных рекомендаций, и позволяет осуществить совокупное оценивание качества предоставления реабилитационных услуг центром или учреждением.
Рекомендации по применению принципов и технологий реабилитационного менеджмента, системной организации комплексного коррекционно-реабилитационного процесса на основе образовательных подходов были внедрены в сети центров реабилитации различной направленности. Это позволило как в практической, так и в концептуальной плоскости значительно повысить эффективность коррекционно-реабилитационного процесса, что отразилось на показателях деятельности центров, уровне предоставления реабилитационных услуг детям и молодежи с ограничениями жизнедеятельности. В центрах улучшились формы, методы и содержание коррекционно-реабилитационной работы, расширилась номенклатура видов помощи детям и их семьям, пропускное свойство и эффективность работы учреждения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)