Деятельностная концепция и личностно-ориентированный подход к реабилитационному процессу
Деятельностная концепция и личностно-ориентированный подход к реабилитационному процессу формируют его базовую психокибернетическую модель, основанную на сочетании трех элементов:
- комплекс причин, побуждающих к реабилитационной деятельности (потребности, мотивы, цели реабилитации);
- формирование реабилитационного образа (независимый образ жизни, качество жизни, образ здоровья, степень социализации и интегрированности в общество и т.п.);
- целенаправленная реабилитационная активность субъекта.
Новая модель инвалидности является диалектическим развитием социальной модели инвалидности, синтезом медицинских, психологических, педагогических, социологических и других знаний о человеке с ограничениями жизнедеятельности.
Системообразующим фактором создания и развития реабилитационных систем является цель или система целей. Предлагается множество целей системы комплексной реабилитации, каждая из которых является самостоятельным реабилитационным концептом:
- восстановление и коррекция здоровья (физического, социального, психического);
- социализация;
- социальная интеграция;
- социальная адаптация;
- повышение качества жизни;
- формирование стиля независимой жизни;
- формирование образа деятельности по типу «полноценно функционирующий человек».
Указанные концепты представляют собой главные ценности реабилитационной деятельности и создают ее аксиологическую систему. Реализация многих из указанных целей осуществляется психолого-педагогическими методами и средствами, поэтому можно говорить об образовательной природе этой группы реабилитационных целей, а, следовательно, и об образовательном происхождении системообразующих факторов реабилитационного процесса.
С целью упорядочения понятийно-терминологического аппарата реабилитологии, лингвистического обоснования ее словарных новообразований предложен системно-таксономический подход к формированию терминов в этой сфере - понятие раскрывается через сопоставление его образующей основы с элементами реабилитационного процесса как системы. То есть, понятийный аппарат реабилитологии целесообразно создавать в комплексе с такими процедурами, как системно-синергетическое моделирование реабилитационных объектов и их классификация.
Центральной категорией понятийного поля реабилитологии, которая отличает ее от предметных сфер других антропологических наук, можно называть «реабилитационный процесс». Ключевое слово «реабилитировать» стоит во главе лексического гнезда, характеризует его в целом и образует соответствующие производные термины в соответствии с государственными терминологическими стандартами:
- реабилитация;
- реабилитируемый;
- реабилитолог;
- реабилитология;
- реабилитационная действительность;
- реабилитационный феномен;
- реабилитационная система;
- реабилитационная деятельность;
- реабилитационный менеджмент;
- реабилитационное пространство;
- реабилитационные цели;
- реабилитационное взаимодействие;
- реабилитационный потенциал;
- реабилитационная технология;
- абилитация.
Кроме того, осуществлена классификация видов реабилитации. Это позволяет избежать омонимии при применении таких, например, терминов как социальная, медицинская, психологическая, педагогическая, медико-социальная, социально-педагогическая, физическая, речевая, зрительная, слуховая, профессиональная, трудовая реабилитация и др.
Предлагается для замены слова «инвалид» использовать терминологическое словосочетание «лицо с ограничениями жизнедеятельности», что соответствует принципам Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Кроме того, для реабилитологии это понятие имеет свою эвристическую ценность, ведь отражает деятельностную модель реабилитационного процесса в соответствии с доменной структурой функционирования и ограничений жизнедеятельности.
Итак, реабилитология является мощным инструментом анализа и проектирования развития реабилитационных систем, феноменов и процессов, в частности в плоскости образовательного, психолого-педагогического подхода.
Образовательные основы коррекционно-реабилитационных систем и процессов
Будучи универсальным и формируя каждый элемент комплексного социального реабилитационного процесса, образовательный принцип порождает другие закономерности и фундаментальные принципы реабилитационной действительности (дифференциации подходов, самореабилитации, личностной направленности, коррекционно-реабилитационного пространства, непрерывности и т.п.).
Краеугольным камнем реабилитологии является принцип комплексной социальной реабилитации средствами образования, который развивает концепцию «реабилитации детей средствами образования», распространяя ее на все возрастные периоды реабилитируемого и на все элементы и функциональные связи реабилитационной системы.
За границей распространена практика медико-социальной помощи лицам с устойчивыми нарушениями здоровья, ограничениями жизнедеятельности – «окупациональная терапия» (эрготерапия). Анализ мирового опыта развития и внедрения окупациональной терапии доказывает, что в этой интегральной реабилитационной технологии системообразующий смысл приобретает работа с личностью человека, формирование у нее способов деятельности в соответствии с задачами комплексной социальной реабилитации. То есть в этой технологии как реабилитационной системе образовательные подходы являются системообразующими факторами,
Образование как системообразующий фактор профессиональной реабилитации взрослых с инвалидностью
Исходя из практических задач реабилитационной реальности, анализа развития дефектологии и реабилитологии, обоснована актуальность и сущность новой научной дисциплины, сферы общественной жизни и профессиональной подготовки - коррекционной андрагогики. В научно-теоретической плоскости она обеспечивает целостность и непрерывность коррекционно-реабилитационного процесса для человека с инвалидностью на всю жизнь. Определено, что коррекционная андрагогика является наукой о коррекционном и профессиональном образовании, образовательных методах социальной реабилитации взрослых людей с ограничениями жизнедеятельности. Она относится к самостоятельной междисциплинарной сфере антропологических знаний, родственной со сферами андрагогики и коррекционной педагогики, имеет свой предмет, различия в содержании и специфические методы исследования. Выявлено соотношение коррекционной андрагогики и коррекционной педагогики в подходах к коррекционно-реабилитационной работе, обоснован методологический переход от модели воспитания и обучения, который является традиционным для парадигмы коррекционной педагогики, к модели коррекционной андрогогики. Этот переход характеризуется, прежде всего, такими факторами как возрастающая роль личностного опыта, мотивационно-побудительной сферы, ощущение свободы и процесса самоактуализации взрослого реабилитируемого, возрастание роли личностных интересов, актуализация акмеологического подхода в воспитательной работе и тому подобное.
Научно обоснованы концептуальные подходы к построению коррекционно-реабилитационного пространства профессионального образования учащихся и студентов с ограничениями жизнедеятельности, связанные со здоровьем, и, как следствие, специальными образовательными потребностями. Принципы моделирования специфических форм и условий учебно-воспитательного процесса, управления содержанием учебной деятельности относятся ко всему полю профессионального образования взрослых лиц с инвалидностью: интегрированного обучения как в рамках высшей школы, так и в системе профессионально-технического обучения. Доказано, что профессиональное образование студентов с инвалидностью должно строиться на основе специальных принципов и методов коррекционно-реабилитационной работы, которые продолжают научную традицию дефектологии и отражают возрастную и нозологическую дифференциацию психофизиологических нарушений развития человека, специфических психических состояний личности, вызванных травмами или тяжелыми болезнями.
Определена системная личностно-ориентированная коррекционно-андрагогическая методология организации учебно-реабилитационной работы со студентами с ограничениями жизнедеятельности в условиях интегрированных вузов.
Анализ материалов о текущем состоянии реабилитационной работы со студентами с инвалидностью в системе высшего образования позволил:
- определить принципы и организационные условия создания коррекционно-развивающего учебно-реабилитационного пространства для студентов, обучающихся в интегрированной академической группе;
- обосновать диагностико-потребностную методику обучения и реабилитации студентов с учетом нозологической дифференциации. Эта методика формирует десять этапов: шесть этапов образуют первую (диагностическую) часть, остальные этапы (программный, операционный, результативный, подготовительный) - вторую часть коррекционной и учебно-реабилитационной работы.
Во время коррекционно-реабилитационного сопровождения студента с инвалидностью особое внимание должно уделяться мерам по адаптации студентов-первокурсников к обучению в условиях вуза, организации их самостоятельной учебной работы, вопросам использования волевой регуляции в обучении и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)