Применение базовых принципов реабилитации
В основу гипотезы исследования положена совокупность предположений разного уровня. В рамках гуманистической парадигмы реально возможно и практически целесообразно построение системы комплексной реабилитации на основе холистических принципов системной интеграции всего многообразия типов реабилитационных учреждений, форм, методов и средств реабилитационного воздействия на человека с ограничениями жизнедеятельности в коррекционно-реабилитационном пространстве. Построение и развитие системы комплексной социальной реабилитации на основе образовательного подхода как системообразующего фактора значительно повысит ее эффективность и приведет к переходу последней на более высокий уровень как инструмента реализации государственной социальной политики в отношении людей с инвалидностью, улучшит уровень реабилитационного менеджмента в различных условиях и формах реабилитации. Применение базовых принципов реабилитации, в основе которых лежит образовательный подход и системно-синергетическая парадигма, приведет к качественно новому методологическому уровню рассмотрения феноменов комплексной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Философскую и методологическую основу исследования составляют эпистемологические концепции сущности, содержания и структуры методологического знания, законы диалектики, логико-исторический и социокультурный подходы, постнеклассическая парадигма познания, синергетическая методология, концепции системного анализа сложных систем и системный подход к моделированию объектов и явлений, методологические принципы психолого-педагогического исследования и т.д.
Теоретическую основу исследования составляют:
- культурно-историческая концепция развития личности и концепция взаимодействия биологических и социальных факторов психического развития;
- положения о системном деятельностном подходе в исследовании психического развития человека;
- теория личности и ее отношений с миром;
- теоретические положения дефектологии о сущности и структуре нарушений развития личности;
- механизмы и принципы его психолого-педагогической коррекции;
- положение о социальной направленности коррекционного обучения;
- философия образования;
- системологическая теория;
- концепции педагогического процесса;
- концепции социального менеджмента;
- социологические концепции социальной нормы и инвалидности;
- концептуальные положения социальной педагогики и социальной работы с лицами с инвалидностью;
- синергетическая теория сложных открытых систем;
- государственные национальные концепции и программы развития системы образования и реабилитации лиц с инвалидностью.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- идентификация, классификация, сравнение, системный анализ – для исследования фактов и феноменов реабилитационной действительности, реабилитационных конструктов, уточнение понятийно-терминологического поля;
- причинно-следственный, философско-методологический, социокультурный и логико-исторический анализ и синтез медико-социальных, дефектологических, психолого-педагогических, социологических трудов, официальных документов – для исследования развития реабилитационных систем и подходов к реабилитации и образованию лиц с инвалидностью;
- диалектический метод, системно-синергетический анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизации, структурно-функциональное моделирование – для построения реабилитационной теории, анализа и синтеза концепций, подходов и моделей инвалидности и коррекционно-реабилитационных процессов, построения теоретических моделей объектов реабилитации и реабилитационных систем различного уровня, построение основ реабилитационного менеджмента;
- прогностические методы – для осуществления экспертной оценки, проектирования, прогнозирования развития сложных реабилитационных систем и процессов различного иерархического уровня;
2. Эмпирические:
- праксиметрические методы – анализ и обобщение практического опыта коррекционно-реабилитационных и образовательных учреждений, документальный анализ статистических, официальных информативно-правовых документов по образованию и реабилитации лиц с инвалидностью;
- обсервационные и диагностические методы – для наблюдения реабилитационных объектов и процессов, исследования результатов внедрения принципов реабилитологии в учебный и реабилитационный процессы в различных типах учреждений, внедрение программ новых дисциплин в подготовку и повышение квалификации специалистов учебно-реабилитационных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
- предоставлено системное научно-педагогическое обоснование реабилитологии как теоретической основы комплексной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, разработан теоретико-методологический аппарат системно-синергетического анализа феноменов реабилитационной действительности и эмпирического опыта коррекционно-реабилитационных учреждений;
- осуществлено теоретическое моделирование коррекционно-реабилитационного процесса как системы и обоснована открытая личностно-ориентированная пятифакторная деятельностная модель процесса комплексной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности;
- обоснована деятельностная личностно-ориентированная неосоциальная модель инвалидности и реабилитируемого в единстве его психических, социальных и биологических качеств на базе четырехмерной структуры личности;
- установлены диалектические противоречия реабилитационной действительности, закономерности и фундаментальные принципы организации комплексной реабилитации в коррекционно-реабилитационном пространстве, выяснены их образовательная природа и психолого-педагогические основы, осуществлен психолого-педагогический анализ и обосновано образовательное происхождение реабилитационных целей как системообразующих факторов реабилитационного процесса;
- обоснованы теоретические положения о сущности и задачах новой научной дисциплины, сферы общественной жизни и профессиональной подготовки – коррекционной андрагогики, концептуальное соотношение между моделями коррекционной педагогики и коррекционной андрагогики в подходах к коррекционно-реабилитационной работе;
- системно обоснована личностно-ориентированная коррекционно-андрагогическая методология учебно-реабилитационной работы со студентами с ограничениями жизнедеятельности в интегрированном вузе;
- осуществлено системное моделирование комплексной коррекционно-реабилитационной работы в условиях пенитенциарного учреждения с гражданами с инвалидностью, осужденными к лишению свободы;
- создана многопараметрическая экономико-социокультурная периодизация эволюции системы социальной реабилитации людей с инвалидностью в разные цивилизационные эпохи на основе концепции реабилитационных революций и образовательного подхода;
- разработаны базовые принципы реабилитационного менеджмента и мониторинга сети коррекционно-реабилитационных служб относительно образовательных позиций, оценки качества и стандартизации реабилитационных услуг в соответствии с международными стандартами менеджмента качества.
Усовершенствованы:
- концепция образовательного принципа реабилитации как универсальной методологической основы построения системы комплексной коррекционно-реабилитационной работы с лицами с ограничениями жизнедеятельности, психолого-педагогическое обоснование современных медико-социальных реабилитационных концепций и интегральных реабилитационных технологий;
- методологические основы построения коррекционно-реабилитационного пространства в условиях центра комплексной реабилитации, специальной школы-интерната и интегрированного учебного заведения;
- научно-педагогическое обоснование организационно-методических основ построения коррекционно-реабилитационного пространства профессионального образования учащихся и студентов с ограничениями жизнедеятельности в условиях центра профессиональной реабилитации и интегрированного вуза;
- коррекционные психолого-педагогические основы применения новейших образовательных технологий в профессиональном образовании и социальной реабилитации людей с инвалидностью, в том числе дистанционного обучения и информационно-коммуникационных технологий;
- понятийно-терминологический и категориальный аппарат реабилитологии, лингвистическое составление словарных новообразований этой области.
Получили дальнейшее развитие:
- подходы к реформированию системы подготовки кадров для сферы коррекционно-реабилитационной работы с детьми и взрослыми с инвалидностью, повышение профессиональной мобильности коррекционных педагогов, специальных психологов и реабилитологов;
- образовательный анализ нормативно-правового поля в сфере реабилитации лиц с инвалидностью как элемента реабилитационной системы национального уровня;
- представление о национальной системе образования как главном факторе социальной реабилитации детей и взрослых с инвалидностью.
Практическое значение полученных результатов заключается в разработке:
- методологических основ и рекомендаций в форме концептуальных положений по практической деятельности коррекционно-реабилитационных служб и построения реабилитационного пространства в различных организационно-правовых условиях;
- системных принципов комплексной реабилитации;
- критериев оценки эффективности деятельности центров реабилитации, качества и стандартизации реабилитационных услуг;
- основ реабилитационного менеджмента;
- подходов к интеграции национальных систем реабилитации и образования;
- системно-синергетических основ интеграции различных направлений комплексной реабилитации, развития новейших интегральных реабилитационных технологий;
- основ внедрения коррекционно-реабилитационных подходов в профессиональной реабилитации и профессиональном образовании;
- новых программ и концептуальных подходов к трансформации профессионального образования и повышения квалификации специалистов коррекционно-реабилитационной сферы;
- рекомендаций к построению нормативно-правового обеспечения системы реабилитации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)