Ребенок с особыми потребностями, как полноправный член общества
Раньше в коррекционном обучении нуждались 2 процента детей, однако в последнее время их количество значительно возросло. Примерно четвертая часть детей дошкольного возраста имеют различную природу и степень речевых нарушений, десятая часть – задержку психического развития, 4-5 процентов детей имеют легкую и более выраженную степень умственного недоразвития. Проблема детского церебрального паралича приобретает особую остроту в связи с тенденцией к учащению случаев этого заболевания во всех странах. Эти дети, замкнутые в узком пространстве собственного жилья. Практика показывает, что своевременное вмешательство в развитие детей с особыми потребностями, создание условий для их социальной адаптации может в корне изменить ситуацию, обеспечить развитие жизнетворчества.
Развитие детской психики с первых дней жизни происходит только благодаря постоянной связи с взрослыми, в непрерывном общении с ними. Один возрастной период сменяется другим, взрослым кажется, что ребенок всему должен научиться сам. Если же по каким-то обстоятельствам возникает отклонение в функционировании центральной нервной системы ребенка, в работе мозга возникают трудности, взрослым приходится прилагать много усилий, чтобы научить малыша сначала элементарным, а затем и более сложным делам, без которых дальнейшее движение в психическом развитии было бы невозможным. Часто родители с опозданием замечают, что ребенок отстает в психическом развитии. Действительно, не все дети в точно установленные сроки достигают определенного уровня развития. Например, у одних детей речь развивается стремительно - так, что в полтора года они уже строят фразы, а другие достигают такого уровня речевого развития только на третьем году жизни. Конечно, родителям хочется думать, что их малыш вот-вот всему научится. Только со временем, когда отставание от сверстников становится более очевидным, возникают первые тревоги и вопрос, что и как делать, чтобы помочь ему. Следует помнить, что не все из пропущенного в раннем детстве можно наверстать. В раннем возрасте ребенок бывает особенно чувствительным к развитию определенных психических процессов, и если упустить время, то какие-то из его возможностей реализуются не полностью.
Мировой опыт реабилитации детей-инвалидов накопил значительное количество эффективных методик, творческое использование которых положительно повлияет на качество работы внедренческой системы. Государство должно интегрироваться в мировую систему реабилитации, используя для этого имеющийся научно-технический потенциал и практический опыт.
В первую очередь международное сотрудничество должно быть направлено на:
- обмен опытом практической работы и научной информацией;
- внедрение в практику передовых;
- подготовку и переподготовку кадров.
Семьи, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, сталкиваясь с отсутствием поддержки и, будучи не в состоянии самостоятельно решать проблемы, вынуждены отдавать детей в интернатные учреждения. Причинами отказа от детей часто является недостаточность информации или очень негативная информация о возможностях развития ребенка, бедность, недоступность помощи или информации о помощи, отсутствие программ социально-психологической и правовой поддержки семей. Большинство детей раннего возраста попадают в дом ребенка именно по этим причинам.
Отношение значительной части общества к людям с нарушениями развития (инвалидам) и их семьям, до сих пор остается отрицательным. Семья может оказаться не только без необходимых ресурсов помощи, но и попасть в ситуацию социальной изоляции. Это может приводить к серьезному стрессу и конфликтам внутри семьи, а также негативно сказываться на жизни братьев или сестер ребенка с нарушениями в развитии.
Существующая система социальной помощи детям с нарушениями ориентирована на тех, кто имеет статус инвалида. Те дети, которые относятся к группе риска и семьи, которые их воспитывают, не получают адекватную потребностям ребенка и семьи профессиональную помощь в первые годы жизни.
Первичное исследование, обследования и процедура оценки развития
Источниками получения информации о детях с особыми потребностями являются:
- Областная медико-педагогическая комиссия.
- Местная медико-педагогическая комиссия (городская, районная).
- Управление социальной защиты.
- Детские городские и районные поликлиники.
- Частные медицинские работники.
- Общеобразовательные учреждения.
- Общественные организации инвалидов.
- Родители, которые посещают группу.
В течение всего учебного года собираются данные из вышеуказанных источников, составляется общий список детей с особыми потребностями, который рассматривается всеми работниками центра. Работой по посещению детей является работа социального педагога. Активное участие в этой работе принимают воспитатели, учителя и медицинские работники. Часто источником получения информации о детях с особыми потребностями являются родители, которые посещают группу «Материи ребенка». Они, часто общаясь между собой, обсуждают проблемы, методы и места лечения детей.
Первичное исследование, ознакомление с семьей и ребенком с особыми потребностями можно разделить на 2 вида:
- Когда работники центра приходят домой (активный поиск).
- Когда ребенок сам приходит в реабилитационный центр.
Процедура первичного исследования, когда работник центра посещает ребенка на дому:
- Уточнение данного адреса, фамилии, имени и отчества ребенка.
- Личное представление:
- фамилия, имя и отчество;
- место работы, специальность.
- Уточнение диагноза ребенка (Поставить в известность родителей об источнике получения информации о диагнозе ребенка).
- Цель визита. Ознакомление с работой реабилитационного центра:
- перечень услуг;
- перечень профессий медицинских работников;
- адрес реабилитационного центра.
- Предложение родителям посетить и лично познакомиться с работой центра.
- Уточнение даты и времени первичного посещения родителями центра.
Активный поиск детей требует специальных организационных мероприятий, таких как установление партнерских связей с детскими поликлиниками, которые должны быть закреплены в соглашениях о сотрудничестве, разработка механизмов оперативной передачи информации о детях, нуждающихся в услугах и др.
Самостоятельное обращение родителей в многопрофильный учебно-реабилитационный центр
Первая встреча является важным и ответственным моментом в установлении доверительных и доброжелательных отношений с родителями, потому что это первый контакт родителей со специалистами центра.
- обследование проводится специалистами психолого-медико-педагогического консилиума, который состоит из специалистов многопрофильного учебно-реабилитационного центра (невролог, логопед, психолог, дефектолог).
- : определение возможности для предоставления услуги в условиях интегративного детского сада.
- : переадресация, рекомендация родителям получить направление в областную психолого-медико-педагогическую консультацию (организация выездной психолого-медико-педагогической консультации).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)