Резюме
Гарантии прав человека, которые должны быть четко сформулированы в виде законов, - является важным фактором, который обеспечивает равенство и способствует участию людей с инвалидностью в общественной жизни. И только этого недостаточно. По нашим наблюдениям, для детей, нуждающихся в особых условиях для развития, крайне важна среда, в которой они растут и развиваются.
Как показала практика, детским домам-интернатам присущи свойства, негативно отражающиеся на личности ребенка. В странах, где отдается предпочтение институциональному уходу, часто случается такое, что лицо, имеющее недостатки физического и / или умственного развития, может всю свою жизнь провести в интернатском учреждений. Лечение и обучение, праздники и будни - все в жизни таких людей происходит в стенах интерната и возможности для контактов с окружающим миром у них почти нет.
Результаты мониторинга показывают, что в интернатских учреждениях учитываются в первую очередь физиологические и минимальные материальные потребности воспитанников, а потом уже социальные и психологические, что и становится причиной неблагоприятного климата для развития ребенка с особыми потребностями. Жизнь в домах-интернатах выстроена правильно - централизованно: готовится пища, осуществляется стирка белья, закупка одежды и тому подобное. Ребенка окружают стандартную мебель, однообразное наряд комнат и тому подобное.
• Психологические условия труда персонала
В детских домах-интернатах социальной защиты населения ощущается большая нагрузка на персонал. 25-30 детей с тяжелыми физическими и / или умственными ограничениями обслуживает один человек (няня, воспитатель). Это способствует «профессиональному выгоранию» персонала этих учреждений.
• Последовательность и непрерывность работы воспитателя
Время работы воспитателя с детьми в группах ограничено одним изменением, после сна дети остаются только с младшим медицинским персоналом и любое обучение прекращается. Воспитанников только обхаживают, следят, чтобы они не нанесли вреда себе и окружающим. Даже если дети сами передвигаются, поскольку их в группе много, времени на проведение образовательных или воспитательных мер не остается и нянечка или воспитатель может только следить за порядком и поведением подопечных.
• Количество детей в группах.
Уменьшение количества воспитанников закрепленных за одной няней, воспитателем позволило бы уделять больше внимания индивидуальному развитию ребенка (навыкам самообслуживания), а не только уходу за детьми. Это касается персонала, который работает как с лежачими больными детьми, так и с детьми, которые самостоятельно передвигаются.
Практический опыт работы общественных организаций, волонтеров говорит о том, что научить детей навыкам самообслуживания в группах, где более 6 детей, невозможно. Например, воспитатель, занимаясь индивидуально с «безнадежными, неспособными к обучению» (лежачими больными) детьми, достигала значительных улучшений уровня социализации этих детей (некоторые дети начали интересоваться окружающими, другие - разговаривать, использовать ложку во время еды, рисовать и т.д.).
• Кадровые вопросы
При проведении мониторинга выявлено, что в домах-интернатах остро ощущается нехватка квалифицированного персонала, который имеет специальное образование. К сожалению, работники этих учреждений практически не посещают обучение для получения дополнительных профессиональных знаний и навыков для работы с детьми с инвалидностью. По результатам опроса персонала, проведенных фокус-группами, отмечается неосведомленность персонала о «базовых методов обучения и воспитания детей с различными видами ограничений, непонимание индивидуальных потребностей, физических и умственных возможностей воспитанников, их психологических особенностей и возможности их социализации».
Не укомплектованность кадрами штатных расписаний домов-интернатов, отсутствие возможностей переподготовки и повышения квалификации персонала по использованию современных методик ухода за детьми с инвалидностью, приводят к ухудшению ухода и воспитания детей в этих учреждениях. Например, уход в учреждениях осуществляется по принципу «конвейера», при этом нагрузка распределяется так, что никто персонально не отвечает за конкретного ребенка и за его развитие. Таким образом, персонал интерната ориентирован на выполнение соответствующих функций, а не на работу по развитию личности ребенка. «Ребенка с тяжелыми пороками развития не спрашивают о его желаниях - за ним осуществляют уход и надзор».
• Эмоциональное развитие ребенка
Одним из последствий системы длительного ухода в интернатах есть трудности в удовлетворении психологических потребностей их жителей.
Эмоциональное развитие ребенка во многом зависит от наличия, во-первых, одного-двух взрослых, у которых можно выявлять эмоциональную привязанность. Во-вторых, ребенку нужно чувствовать, что он нужен и важен для кого-то. Действующая интернатская система ухода не позволяет сформировать привязанность ребенка к «условным маме, отцу» Например, во время мониторинга можно было наблюдать детей, которые обеспокоены или пытаются привлечь внимание каждого нового человека, который приходит в учреждение. Или же наоборот, наблюдалось равнодушие детей. Они замкнуты и не воспринимают попыток установить с ними контакт. Такие проявления в основном являются результатом длительного проживания / пребывания в больших по численности группах, постоянной смены персонала учреждения и крайне слабой эмоциональной контактности.
• Эффективность использования материально-технических ресурсов
При проведении мониторинга в одном из домов-интернатов было обнаружено оборудования, количества которого бы хватило на 5 подобных заведений. по подсчетам экспертов, средств которые были потрачены на его приобретение, хватило бы на оплату труда 16-18 специалистов для работы с детьми на целый год. Поэтому возникает вопрос эффективности использования финансовых ресурсов, которые направляются не на улучшение услуг непосредственно для детей, а на материально-техническое оснащение учреждения. Также вызывает большие сомнения соответствие видов и количества приобретаемого оборудования потребностям детей, проживающих в этих домах. Следует отметить, что международный и в частности европейский опыт реформирования интернатского системы ухода, долгое время господствовал в сфере социальных услуг для лиц с инвалидностью, и свидетельствует о том, что бесконечное улучшение материально-технических условий домов-интернатов приводит к неэффективному использованию ресурсов, и прежде всего бюджетных средств, что значительно удорожает и усложняет в дальнейшем процесс интеграции в общество воспитанников этих учреждений и не дает ожидаемого социального воздействия.
Информация о нарушениях прав жителей интернатских учреждений появляется постоянно в средствах массовой информации. Результаты мониторинга подтверждают, что уход за детьми с инвалидностью в интернатских учреждениях, как бы ни улучшались в них условия, оставляет негативный след как на развитии самих детей, так и на «здоровье» общества.
Улучшению ситуации в таких заведениях может способствовать активное их взаимодействие с обществом, обеспечение в секторе социальных услуг прозрачности деятельности и постепенный отход от интернатской / закрытого ухода в более открытых форм проживания лиц с инвалидностью в обществе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)