Обращение персонала с воспитанниками
Общее отношение персонала к детям - положительное и доброжелательное. Однако, это только на первый взгляд. С замеченного во время мониторинга стоит выделить следующее: «По свидетельству самого директора, процесс« выгорания » имеет место. По словам персонала: все зависит от людей - есть порядочные люди, есть такие, которые работают очень давно, «по-старому»; «Персонал достаточно дружелюбный. Однако - бывают случаи, когда посетителям демонстрируют недостатки ребенка, рассказывают личную интимную историю. Одна из нянечек играет с мальчиком, хлопая его по лицу пеленкой. Ему это нравится, он смеется, но это выглядит неприятно »; «Отношение - разное, в основном - положительное, но есть большая нагрузка на вечерних и ночных нянь. Предусмотреть отношение человека, вечером и ночью, который находится сам с детьми трудно ».
Персонал отмечал, что жестокое обращение с ребенком может стать основанием для увольнения, хотя таких случаев практически не было. Подавляющему большинству опрошенного персонала известно о существовании Устава учреждения или Типового положения. Более или менее знакомы они и с тем, что в нем закреплен перечень их должностных обязанностей, условия содержания, зачисление, отчисление подопечных.
Во время работы фокус-группы было акцентировано внимание на следующей проблеме:
• Бывают случаи, когда мы должны фиксировать ребенка в постели. Пример: «У нас был случай, когда ребенок кусал себе руки и мы вынуждены были привязать его к кровати, чтобы он не нанес себе вред»
По применению наказаний и поощрений директора отметили:
• Поощрение? Берем детей на руки, гладим по головке, берем на индивидуальные занятия, включаем музыку. Нет, никаких наказаний. Как это можно делать, когда ребенок не может понимать, за что наказывают.
• Работаем с Комитетом спорта. Дети всегда ждут с нетерпением, очень радуются, когда мы выезжаем на соревнования.
Приводились примеры унижающего достоинство и жестокого обращения с детьми в учреждениях:
• Работник управления соц. защиты: «Я освободил врача-психиатра, когда услышал, что он называет детей« овощами ».
• «У нас проходят занятия по иппотерапии и гидротерапии. Для того, чтобы ребенок мог посещать такие занятия, необходимо иметь справку от врача. Когда мать приносит ребенка к врачу, врач отказывает в предоставлении справки, мотивируя тем, что «ваш ребенок к этому не пригоден».
• Отсутствие скоординированности действий министерства здравоохранения и министерства труда и социальной политики. Даже комиссии ВКК (лечебно-консультационные комиссии) Минздрав не расшифровывают карты реабилитационных программ детей. Карты есть - лечебной работы с детьми нет.
• Кроме этого, законом предусмотрено лечебный осмотр детей 2 раза в год. Очень часто врачи не хотят даже осмотреть ребенка.
Среди возможных наказаний, применяемых к детям, были обнародованы следующие ответы: «За драку - в угол, прощение»; «Могут наругать, но не наказывают»; «Индивидуальные ограничения». Подавляющее большинство персонала утверждает, что детей наказывают.
Работники интернатов отметили, что случаи жестокого обращения среди детей были: «Дети били другого ребенка»; «В состоянии возбуждения они могут ударить друг друга, во время приема пищи могут отобрать друг у друга - хотя имеют достаточное количество пищи, не могут поделить какой-то предмет - тогда тоже бьются»; «Они дерутся, могут кусаться»; «Ребенок может ударить другого из-за игрушки, или другой вещи»; «Высокий уровень агрессивности ребенка, какие-то конфликты между сверстниками также, как результат определенных вмешательств (в период рецидива болезни)». Реакция работников интерната в таких случаях может быть следующей: «успокоили»; «Успокаивает, изолируют одного от другого. Запрещают словом »; «Тех, которые могут укусить, садовый подальше от других, если дерутся, то разнимает их, если очень буйные, то медсестра может сделать укол или дать таблетки»; «Персонал учреждения обращается к таким детям с просьбой больше такого не делать, ведет разъяснительную работу о недопустимости такого общения»; «Дисциплинарные беседы; терапевтическая работа и т.д. »; «Связывают руки, дают успокоительное».
Существует и определенная система поощрения, в частности для того, чтобы ребенок делал то, что нужно. Поощряют так: «Ласковым словом, обещанием что-то дать»; «Мотивирует, объясняем»; «Уговаривают, рассказываем, что нужно это сделать»; «Конфеты, печенье, словом»; «Дети очень откликаются на похвалу, им очень нравится, если ты говоришь, что они делают то или иное лучше другого ребенка»; «Стимуляция доверия, коллективной работы, повышение мотивации к определенной работы»; «Дети сами стараются помочь».
К непосредственным обязанностям персонала относится обеспечение мирных отношений между воспитанниками и, в частности, невозможность сексуальных посягательств. Поэтому было обращено внимание на проявления отношений между детьми и реакцию на них персонала заведений: «Воспитанники обычно общаются между собой хорошо, без проявлений агрессии. Случаев сексуального посягательства не было, но есть случаи повышенной сексуальной активности. Воспитатели не знают как действовать в таких ситуациях, обычно проводят разъяснительную работу - разговаривают с воспитанниками »;«Отношения между воспитанниками зависят от уровня заболеваемости, там где существуют отношения - можно сказать, что отношения дружественные»; «Воспитанники (те, которые передвигаются) рассказывают об общении с другими воспитанниками, эти рассказы положительные. По словам персонала, сексуальных посягательств нет. Есть проявления сексуальной активности у части воспитанников, персонал не знает методов работы с ними, по словам врача, применяют транквилизаторы к агрессивным проявлениям »; «Девушки обычно общаются между собой хорошо, без проявлений агрессии, но бывает разное. Случаев сексуального посягательства не было, потому что в интернате все дети одного пола ».
В 2-х интернатах детям разъясняют вопросы различия пола людей, в одном - такая работа не проводится из-за малого возраст воспитанников, в других заведениях эти беседы проводятся с отдельными воспитанниками. Работники учреждений утверждают, что в случае ощущение боли, угрозы или другим неприятным чувств от контакта с другим человеком, дети могут обратиться за помощью к любому из персонала, непосредственно к тому, кто находится рядом. Работники считают, что дети об этом знают, но однажды было добавлено, что «не всегда пользуются». В учреждениях практикуется применение «психиатрических» медикаментов для корректировки поведения и сексуальной активности воспитанников: «Не часто. Когда есть сильные проявления агрессии. Эта практика не распространена »; «Применяются по назначению врача невролога или психиатра»; «Медикаменты применяются только для корректировки поведения, если очень буйные или случаются приступы, то медсестра или врач их применяют. Есть дети, которым врач дает их 3 раза в день ».
Было зафиксировано применение медицинских препаратов для снижения уровня агрессии воспитанников, а в одном случае - угрозу применения таких препаратов в качестве наказания «Внепланово корректируется поведение воспитанников только во время« приступов »или случаев проявления спонтанной неконтролируемой агрессии. Тогда зовут медицинскую сестру или врача для применения успокаивающих средств. Врач говорит, что психиатрические медикаменты дают только по назначению психиатра или невролога. Это не является ни методом наказания, ни общей воспитательной практикой. Хотя «аминазимом» пугают детей »; «Психиатрические медикаменты применяются для снятия приступов агрессии, только после назначения врача-психиатра»; «Врач говорит о применении транквилизаторов при агрессивном поведении воспитанников, которую не удается погасить немедикаментозного методами. Это не метод наказания или воспитательная практика - скорее единственная возможная действие влияния ».
Во время работы было обращено внимание на такую проблему:
Отсутствие психотерапевта по работе с ребенком-подростком. Нередко в 15-летнем возрасте дети проявляют агрессию, которую невозможно контролировать без помощи специалиста. Кроме того, в период полового созревания подростку так же необходима помощь специалиста. При этом женщина-няня иногда не может остановить драку между детьми, так как бывают очень сильные дети.: «Нам в позвонила женщина и сказала, что совсем не выходит на улицу, ни сама, ни с ребенком - ребенок очень сильный и проявляет агрессию».
Дети воспитываются трудом или привлечением к самообслуживанию, однако оснований для определения такой работы, как эксплуатации нет: «Дети иногда убирают территорию возле корпуса или рвут траву на дорожках, но это происходит редко и только в случае необходимости»; «Воспитанники помогают в пекарне, немного в мастерской, на огороде и в саду, а также в столовой – приобретая навыки самообслуживания».
Использование труда воспитанников и применения трудотерапии было проиллюстрировано в материалах фокус-группы:
Привлечение к труду таких воспитанников рекомендовано медицинской комиссией как «трудотерапия». Воспитанники работают не более 4 часов в день. Получают заработную плату.
• «Как используется заработная плата?» - На эти деньги воспитанникам покупают велосипеды, мобильные телефоны.
• «Какой размер заработной платы?» - Ставка подсобного работника. Часто деньги выдаем на руки.
• «Как документально оформляется такая заработная плата?» - Вообще я выдаю деньги на руки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)