Средства для контакта детей инвалидов с внешним миром
Все дома-интернаты используют музыку как социализацию и развитие воспитанников. Так каждый интернат имеет как минимум один музыкальный центр, магнитофон, караоке, которыми пользуются преимущественно воспитатели, хотя иногда и дети. Однако, за исключением одного заведения, дети почти не пользуются музыкальными инструментами - в наличии есть пианино, баян, но на них играют воспитатели, или инструменты устарели и не используются. Хотя, как показывает пример одного из интернатов, дети способны играть на простых музыкальных инструментах, даже в оркестре. Можно сказать, что музыкальному воспитанию детей не уделяется достаточно внимания.
Значительно лучше ситуация с оснащением телевизорами и компьютерами:
«Интернат хорошо оснащен: в комнатах для обучения и некоторых игровых есть телевизоры и проигрыватели. Хотя неизвестно как часто они используются. Во многих комнатах корпуса для лежачих детей есть магнитофоны или телевизоры. Используются постоянно. Есть компьютер с очень медленным Интернетом в административном корпусе »; «Есть 1 компьютер для воспитанников. Почти во всех игровых комнатах есть телевизоры и магнитофоны. Представляется, что ими пользуются, в молодежном блоке - дети смотрели телевизор во время визита »; «В некоторых палатах есть телевизоры, музыкальные центры, один компьютер у одного из воспитанников. Техника в комнатах, игровых и реабилитационных комнатах, используется постоянно »; «В комнатах для обучения и некоторых игровых есть телевизоры. Хотя неизвестно как часто они используются. Компьютеры в интернате отсутствуют ».
Учреждения имеют транспортные средства для воспитанников и работников, но используются они с разной целью: «Две машины (« маршрутки ») для транспортировки сотрудников из сел (одна на 14 мест, вторая 7 - 9 мест). Машины также используются для перевозки детей в больницу (если скорая не нужна), а также для путешествий к морю »; «Автомобиль УАЗ (медицинский) автомобиль «Соболь»;
«Транспорта для воспитанников не предусмотрено. Для персонала есть служебный автобус для доставки на работу / с работы »; «Для перевозки воспитанников используют Газель типа« Скорая помощь ».
Почти не используются мобильные телефоны: «По словам нянечек, есть один мобильный телефон у одного из ребят»; «Мобильные телефоны у воспитанников молодежного отделения отсутствуют. Мобильные телефоны хранятся лично каждым подопечным »; «Мобильных телефонов у воспитанников нет". Персонал подтверждает эту информацию; «Условия есть, но не в состоянии»; «Нет телефонов, только у одного старшего парня есть»; «Никаких условий для пользования мобильными телефонами нет"; «В молодежной группе»; «Не пользуются».
Другие проблемы и возможности коммуникации с внешним миром обсуждались во время фокус-группы:
• «Как происходит контакт воспитанников дома-интерната с внешней средой? Назовите, какие есть проблемы? ». - Нет лифтов. Пример: «В нашем доме-интернате со второго на первый этаж лестницы очень крутые. Детей от 6 до 12 лет мы переносим вниз на прогулку на руках ».
• «Приходят к Вашим питомцам другие дети?». - Да, дети приходят. Мы не приглашаем их к нашим наиболее тяжелых детей, боимся, чтобы ребенок, который приходит, не получил психологическую травму. Пример: «В интернате у нас четыре корпуса. В первом и во втором находятся лежачие дети, а в третьем и четвертом - дети, которые могут передвигаться и старшие по возрасту. Такие дети гуляют и общаются с детьми-гостями. Иногда к нам приходят дети из соседней школы с учителем ».
Специально оборудованные помещения для встречи воспитанников с родителями и родственниками имеют все интернаты за исключением одного, в котором такие встречи проводятся в свободной на момент посещения учебной комнате: «Существует специальная квартира для гостей, которая расположена рядом с интернатом. Квартира в хорошем состоянии, маленькая. Минимум четыре спальных места. Имеет три комнаты, есть кухня, туалет на улице. Также есть телевизор »; «Есть специальная комната для встречи с родственниками. Она оборудована 2-мя кроватями, столом, стульями, шкафом, игрушками »; «По 1 комнате для посетителей в каждом корпусе, там только 2 кровати».
Проблемы связанные с посещением детей родителями и родственниками по мнению участников фокус-группы выглядят так:
• Большинство наших детей (около 60%) были лишены родительской опеки еще в роддоме, потому что родители отказались от детей.
• Есть 15% детей, родители которых не посещают ребенка (неизвестно их местонахождение, они являются хроническими алкоголиками и т.п.). Эти дети не получают государственную помощь, потому что формально имеют родителей.
Пример: «Родители не отказывались от ребенка, однако в течение 7 лет с момента его рождения не выходили на связь. Удалось найти бабушку ребенка. Она подала исковое заявление в суд о возмещении ей морального вреда за то, что якобы этот ребенок не родивлся от ее дочери. Это лишь один из примеров, когда из-за таких действий родителей не определяется юридический статус ребенка ».
• В общем, в тех случаях, когда родители все же посещают ребенка - это происходит очень и очень редко и это травмирует ребенка.
Во время посещения одного из интернатов, раз происходила такая встреча - к воспитаннице приехала бабушка. Они находились вдвоем в такой специальной комнате. Бабушка и ребенок там оставались на ночь. Во время визита бабушка кормила ребенка привезенной пищей. Однако в этом интернате это почти единственный ребенок, к которому приезжают регулярно - каждую неделю. В других заведениях ситуация подобная «К одному из воспитанников регулярно приезжает мать, даже забирает его на зиму домой, а потом возвращает. К другим детям почти никогда не приезжают. А если приезжают, как персонал говорит, только для того, чтобы получить справку о ребенке, а потом получать деньги на него»; «Посторонние лица (гости) бывают в заведении очень эпизодически, примерно к 10 воспитанникам приезжают родители - не чаще 1 раза в месяц»; «Посещение детей родителями, не лишеных родительских прав происходит примерно раз в год. Если родители этого не делают, интернат может подать в суд на лишение родительских прав. Существуют родители, которые посещают детей раз в месяц, но такие есть только у 2-3 детей ».
В одном из интернатов вопрос поддержки родственных связей отнесен к компетенции социального работника, в должностные обязанности которого входит «выполнения связи между родителями и подопечными, решение вопроса получения пенсий и государственной помощи, закрепление или предоставление жилой площади подопечным, помогать ориентироваться в жизненных обстоятельствах в доме-интернате и за его пределами ».
В 4-х интернатах были случаи усыновления или возврат к биологической семье:
«Усыновления не было в заведении. Возвращение в биологическую семью было. Сегодня одна пара добивается возвращения родительских прав (у ребенка ДЦП) "; «Родители писали отказ от ребенка, но впоследствии они стали посещать его »; «1 случай опеки, вернули потом»; «Были усыновлены иностранцами 4 ребенка, вернули биологической семье 2 - 3 детей».
Среди других дополнительных мер по поддержке связи с внешним миром персонал отметил следующее: «музыкальные занятия и спортивные праздники, экскурсии, выезды на природу»; «Летом возят детей на футбол, зимой играют в теннис»; «Праздники, экскурсии в зоопарк, музей, спортивные соревнования». Однако не участвуют в выездных мероприятиях дети с тяжелыми формами умственной отсталости. В одном интернате - только «к каждому празднику учителя готовят концертную программу». В 4-х интернатах дети празднуют дни рождения. Происходит это следующим образом: «все организуют воспитатели, все поздравляют, пекут пирог. Есть индивидуальные альбомы, но не у всех »; «Сладкий стол, подарки»; «Обслуживающий персонал дарит подарки, но большинство детей через их умственное развитие не понимают значения Дня рождения»; «Иногда приходит директор или заместитель директора и приветствует детей»; «Организуют« дни именинников »раз в месяц»; «В игровой или палате персонал готовит программу и сладости - только для части детей». В тех заведениях, где дни рождения празднуют, персоналом отмечается, что «большинство детей из-за их умственного развития не понимают значения Дня рождения». По этой же причине не отмечают с воспитанниками и другие праздники в этих интернатах. Обычно в интернатах празднуют Новый год, отдельные государственные и религиозные праздники, посещение гостей.
В 5-ти учреждениях, по словам персонала, воспитанники имеют возможность общаться с другими детьми, в основном это дети работников «Если к ним приходят в гости в дом-интернат, или забирают домой»; «С детьми работников, волонтеры»; «Общаются с детьми работников, проживающих на территории и приезжают дети из ближайшей школы»; «Имеют возможность общаться с детьми работников - иногда играют в футбол, но дети (работников) редко приходят»; «Общение с учениками школ, организующих концерты в заведении, детьми иностранцев, приезжающих в заведение, но это случается очень редко»; «Иногда общаются с детьми работников и с родными братьями или сестрами, приезжающих с родителями».
Во время работы фокус-группы была обнаружена такая проблема воспитанников молодежных отделений: В общем, после 18 лет суд назначает опекуна сообщению попечительского совета. С этим связана еще одна проблема: опекуном до 18 лет, как правило, является директор дома-интерната. Когда же воспитанник достигает возраста 18 лет и переводится в другой интернат ему не назначается новый опекун (как этого требует закон), а остается предыдущий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)