Организация адаптированного обучения, развития и социализации
Интернаты имеют специальные комнаты для обучения - 3 и более в зависимости от заведения. Однако по своему оснащению они нередко мало чем отличаются от комнат для игр. В отдельных интернатах такие комнаты даже не отделены от игровых комнат, все обучение и игры происходят в тех же помещениях. Это объясняется отсутствием специальных программ обучения или начальной стадией их внедрения
«Программы разрабатываются и частично внедряются. Занятия ориентированы на возможности ребенка. С кем-то из них психолог учит буквы. Остальные по своим возможностям рисует, собирает пазлы, играет на компьютере и т.д. »;
«В заведении отсутствуют специальные учебные программы. Создается впечатление, что учитель работает наугад. Большинство персонала скептически относится к тому, что их воспитанники способны усвоить учебную программу и в само существование таких программ »;
«Спецификой интерната не предвидится обучения вообще, тем более не предполагается индивидуальное обучение, на это не выделяется ни персонал, ни средства на обучение персонала. Силами благотворительных фондов и воспитателей-волонтеров разрабатывается программа воспитания по методике Монтессори. Занятия в группе тем временем для всех одинаковые, но продолжается разработка индивидуально направленного обучения ».
Согласно описанию учебных комнат почти не отличается от описания игровых комнат:
«Размер - одна 4х3 м, и две 5х3 м. Пол - пол покрыт ковром. Ковер в хорошем состоянии, достаточно чистый. Стены - стены в хорошем состоянии, вывешены фотографии детей, а также их работы. Полочки - в двух комнатах для обучения является полочки, там хранятся изделия детей и развивающие игрушки. Мебель - в хорошем состоянии. Шкафы, диваны и кресла, стол, стулья. Телевизор и маленький музыкальный центр. В комнате есть развивающие игры. Освещение - естественного освещения хватает днем, вечером недостаточно, потому что есть только несколько ламп. Вывешены списки детей с днями их рождения, а также расписание работы »;
«Размеры - первая комната в учебно-реабилитационном центре около 12 кв. м, вторая учебная комната - в учебном корпусе - около 30 кв м, третья учебная комната - в учебном корпусе - около 15 кв. м. Пол - пол покрыт ковром. Ковер в хорошем состоянии, достаточно чистый. Стены - стены отремонтированы, в хорошем состоянии, выставлен изделия детей. Полочки отсутствуют. Мебель в хорошем состоянии. Шкафы, встроенные шкафы, диваны и кресла, стол, стулья. Телевизор и маленький музыкальный центр. В комнатах есть развивающие игрушки, материал для детского творчества. Освещение - естественного освещения хватает днем, если нет, то включают свет. В вечернее время комнаты не используют »;
«Есть стол и стул, доска и мел, буквы пластмассовые, тетради».
Расписание занятий имеется только в одном интернате: «Понедельник - знакомство с природой, вторник - рисование, среда - музыкальное занятие, четверг - лепка, пятница - игры и развлечения», но неизвестно, соблюдают воспитатели указанный план.
Среди содержательного наполнения занятий персонал отметил бисероплетение, рисование, лепка из пластилина, просмотр фильмов, «если ребенок может читать - его учат читать, может рисовать - учат рисовать, кто-то может читать, рисовать, но можно с ним заучить наизусть стихотворение» .Вызывает сомнения, что большинство персонала вообще осознает, что такая категория детей может чему-то учиться.
Занятия проводят воспитатели, психолог или трудотерапевт, если таковой имеется, или волонтеры. Общее количество специалистов, которые проводят занятия с детьми колеблется от 1-й до 4-х человек. Среди их должностных обязанностей говорится: «обучение навыкам культуры поведения и самообслуживания; обучение элементарных математических навыков, знакомство с окружающим миром (всего: дошкольная программа, трудовая реабилитация) ответственность за жизнь и здоровье детей »; «Ежедневные занятия с группой младших воспитанников, прогулки на природе, игры с детьми»; «Проведение коррекционно - развивающей работы с детьми, которые имеют определенные способности к усвоению информации; проведение терапевтических мероприятий, с целью формирования дисциплинарных норм провождения в коллективе (мероприятий воспитания); проведение работы по повышению мотивации к трудовой деятельности, сотрудничества и т.д. ». Последний пример – обязанности психолога. Но, к сожалению, директора интернатов отметили, что персонала для обучения не хватает, основная причина - должность не предусмотрена штатным расписанием: «Нужен логопед, психолог. Не дают дополнительных ставок, хотя в штатном расписании предусмотрено »; «Воспитатели, психологи, реабилитологи. Причина - отсутствие штатных единиц »; «Воспитателей и педагогов, психологов - штатное расписание не позволяет иметь в необходимом количестве»; «Логопед (он, возможно, смог бы научить детей говорить), но его не предусмотрено в штате».
Во всех интернатах отмечен недостаток человеческих ресурсов, которые могли бы обучать и заниматься с детьми по крайней мере теми развивающими играми, которыми дети могут овладеть, - лепка, рисование и т. В некоторых интернатах такие занятия осуществляются с помощью воспитателей-волонтеров, которые содержатся из негосударственных источников, но и их также хватает. Организация занятий неодинакова: «Проводятся каждый день, кроме выходных»; «Каждое занятие проводится с подгруппой детей (до 6), по полчаса»; «Утвержденной продолжительности занятий нет, проводятся 1 раз в неделю»; «Продолжаются 20-30 мин., Затем дети играют самостоятельно. Проводятся ежедневно, кроме выходных »; «Есть дети на индивидуальном обучении. К ним приходят учителя». Количество детей, которых вообще не привлекают к занятиям от 50 до 95%: «преимущественно на занятия берут наиболее способных детей, все тяжелые дети с инвалидностью не имеют шанса попасть на занятия»; «Работа ведется только с детьми, которые могут самостоятельно передвигаться». Обращает внимание тот факт, что на вопрос, почему дети не посещают занятия, все опрашиваемые отвечают, что дети этого не могут делать по состоянию здоровья, хотя перед тем, все опрошенные упоминали об отсутствии воспитателей и реабилитологов в своем заведении.
По наблюдениям, специальные средства коммуникации (язык жестов, азбука Брайля и т.д.) не используются и, соответственно, не проводится обучение детей по их освоению, хотя дети, которые нуждаются в общении с помощью таких средств, среди воспитанников имеются: «Дети имеют свой язык жестов, которым они общаются на бытовом уровне»; «Специальных средств коммуникации замечено не было. В оборудованной спонсорами комнате есть тактильные игрушки для развития мелкой моторики »; «Не используются. Учителя работают с детьми, которые видят, слышат и могут самостоятельно передвигаться - ползком или на коляске ». Меткой можно считать фразу одной воспитательницы: «язык жестов, но не специально разработанный, а применяемый персоналом на интуитивном уровне», или еще варианты: «дети просто не понимают», «проблем нет, поскольку не существует специальных средств коммуникации, этим средствам не обучают ни детей из-за нехватки специалистов ». персонал, который работает с детьми не знаком, ни с одним из существующих специальных средств коммуникации, ни с методикой их использования.
Во всех заведениях отсутствуют библиотеки, хотя в игровых комнатах можно найти детские книги. Также ощущается нехватка специальных учебных пособий - иногда используются пособия для воспитателей по методике Монтессори, пособия для дошкольных учебных детских учреждений, пособие коррекционно - развивающей работы с детьми с умственными недостатками.
Сотрудничество с общеобразовательной школой налажено только в одном учреждении: к детям приходят педагоги и проводят обучение по индивидуальным программам, зафиксирован случай, когда один мальчик сам ходил в школу. Во всех других интернатах такого сотрудничества нет. Причины можно проиллюстрировать ответом: «детей в школе можно научить», а здесь больные - другие дети боятся таких детей ».
Только в одном интернате персонал отметил, что работа по профессиональной ориентации воспитанников через профиль интерната не проводится. Все остальные такую работу осуществляют различными способами, в основном - это скорее элементы трудотерапии и отдельные навыки самообслуживания. После окончания срока пребывания большинство детей переходят в психоневрологические учреждения. Бывают случаи, что забирают родители »; «Некоторые воспитанники привлекаются к несложной работе - уборка территории, доставка еды, уход за животными»; «Некоторые взрослые работают на ферме, другая работа не осуществляется; все остальные изучают мир и о профессии с картинок »; «Путем приобретения навыков при проведении садоводческих и огородных работ, то есть переработка овощей и фруктов, ремонт тары, проведение посадки цветов и овощей под наблюдением инструктора»; «Некоторые воспитанники привлекаются к посильному труду - уборка территории, доставка еды, уборка в столовой».
В каждом интернате ведется работа по передаче навыков самообслуживания. К ним относятся: «Самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет, умываться, чистить зубы, приготовить чай (кто может)»; «Умывание, чистка зубов, складывать одежду, гладить, стирать, готовить еду»; «Показываем как делать, если не понимает, то сами делаем (например, чистим зубы)»; «Механическим обучением (навыкам одевания, умывания, чистки зубов, мытья рук и т.д. (в случае возможности у детей) ». В 4-х интернатах персоналом указано, что у детей вырабатывают различные социальные навыки: «Умение находиться в коллективе, уважение к взрослым и младших, желание помочь»; «Навыки общения: приветствие, прощание,« плохие слова »(то есть запрет плохих слов)»;«Общение, как нужно правильно общаться»; «Навыки общения: приветствие, прощание, благодарность».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)