- общее санитарно-гигиеническое состояние помещений
Общее санитарно-гигиеническое состояние помещений (проветривание, уборка, смена постельного белья) поддерживается на достаточном уровне и соответствует существующим нормам:
«Все помещения чистые. Моют полы минимум 3 раза в день, возможно больше. Постельное белье чистое - меняют ее по необходимости или раз в 10 дней. Посещение пришлись на теплое время года, поэтому все комнаты были хорошо проветрены. Зимой, говорят, что регулярно открывают форточки».
«В каждом блоке вывешены график проветривания"; «Помещение чистые, убираются 4 раза в день. Дополнительно - по необходимости, посторонние запахи практически отсутствуют, в комнатах - график, но как оно происходит на практике - неизвестно ».
Наблюдение членов мониторинговых групп подтверждаются ответами персонала на вопросы, касающиеся организации уборки помещений для детей. Однако подходы к уборке помещений разные:
«2-3 раза в день убираются помещения. Обрабатываются моющими средствами согласно нормативам. Постельное белье меняется раз в неделю, но в случае необходимости - по необходимости ».
«Уборка - утро, обед, вечер влажная уборка, белье - 1 раз в неделю; проветривания происходит когда нет детей в комнате ».
«Помещение убирают уборщицы и няни. Обрабатывают мыльным раствором с содой. Постельное белье меняется 1р / сутки, помещения проветриваются летом круглосуточно, а зимой - 3р в сутки ».
Помещение убирают каждые сутки нянечки-санитарки утром и вечером. Нам дают специальные таблетки для отделки помещения. Постельное белье меняем каждые 10 дней, но если дети грязные, то меняем также, чтобы постель чистая была. Проветриваем каждый день, летом вообще весь день, и зимой также, открываем 1 форточку. После уборки также проветриваем ».
«Влажная уборка помещений проводится 2 раза в сутки, с использованием дезсредств. Банные дни проводятся 1 р. в неделю со сменой нательного и постельного белья. Существует график проветриваний, которого придерживается обслуживающий персонал ».
«Комнаты убирают 2 раза в день. Один раз в неделю купают детей, а смена белья по необходимости ».
«Согласно санитарным нормам санитаркой-уборщицей. Дезинфицирующими средствами, комнаты проветриваются регулярно ».
«После каждого кормления - 5 раз и по необходимости».
«Уборка осуществляется 4 раза в день. Все поверхности обрабатываются 0,5% хлорной извести и моющим средством. В коридорах, ванных комнатах и туалете убирает коридорная, в комнатах воспитанников - младшая медсестра палаты. Постельное белье воспитанников меняется при необходимости, но не реже 1 раза в 5 дней. Палаты проветриваются 4 раза в день, также 2 раза в день они швартуются ».
«Помещение убирают няни; обрабатывают мыльным раствором с содой и дезинфекторами, постельное белье меняется 1 раз в неделю, помещения проветриваются летом круглосуточно, а зимой - 3 раз в сутки ». В то же время основная физическая нагрузка по обеспечению детям достойных условий пребывания возлагается на нянечек. Так среди их должностных обязанностей было выявлено следующее: «уборка пола, дверей, окон, туалетов; присматривать за детьми; кормления детей; сажать их на горшки; уборка участка возле корпуса от травы, подметание участка; перестилание коек и замена белья у детей, помогаем воспитателям ».
прием пищи
Прием пищи осуществляется в соответствии с нормами 5 раз в день:
«Питание 5 раз в день. Согласно нормативам меню составляет диетсестра. Разработали индивидуальную программу питания по возрастным группам ».
«Завтрак: каши, рыба, масло, молочные каши. 2 завтрак: печенье, вафли, соки, Обед: супы, борщ, картофель, каши, мясо, чай. Полдник: выпечка, соки, пюре. Ужин: рыба, каши, сок ».
«5-ти разовое питание: рисовая каша, салат, капуста с морковью, вафли, сырок, сок, кефир».
«Воспитанники обеспечиваются 5-разовым питанием в полном объеме, который включает: овощи, фрукты, соки, мясные продукты, рыбные продукты, молочные, кондитерские изделия».
«Завтрак: суп, сыр, яйцо, каша, чай. 2-й завтрак: печенье или вафли, молочный напиток (молоко, кефир, йогурт) или какао. Обед: каша и что-то мясное (котлета, подливка), суп или борщ, чай. В 4 ч .: булочка и какао или кофейный напиток. Ужин: молочный суп или каша, для тех, кто ест диетическую пищу - обычный суп, чай ».
Место приема пищи - в зависимости от уровня заболеваемости воспитанников или в специальной столовой, или в своих комнатах (преимущественно непосредственно в кроватях):
«Большинство лежащих детей едят каши (или перетертую пищу) с бутылки и пьют соки, чай. В других воспитанников обычно еда перетертые. Для старшего звена детей (18 - 35 лет) пища не перетирается и подается в обычном виде ».
«Заведение имеет большую столовую. Прием пищи - по расписанию. Для детей, что не передвигаются без посторонней помощи организовано питание на втором этаже в комнатах отдыха. Им помогают нянечки. Кормление таких детей занимает от получаса до часа ».
«Помещение (столовая) есть, но воспитанники едят в комнатах, большая часть едят перетертую пищу из соски, другие - с тарелки. С помощью санитарок или самостоятельно ».
«Почти все дети питаются в двух столовых. Основная столовая просторная, имеет столы и стулья, посуда из нержавеющей стали. Столовая изолятора - меньше по площади, но недавно отремонтирована и производит впечатление более приспособленной к детям, чем была до сих пор – лежащий ребенок ест перетертую пищу или детское питание из бутылочки и пьет соки, чай. Пища не перетирается - подается в обычном виде ».
Среди основных проблем кормления детей директора учреждений, которые были участниками фокус-группы, отметили следующие:
• Есть дети, которых можно кормить только с помощью зонда. Когда такой ребенок поступает в интернат из дома ребенка, он не может есть ни с ложки, ни из соски. Ребенка надо приучать правильно есть.
• Ребенок не умеет глотать. Сестры не знают, как научить ребенка глотать.
Во всех интернатах, где проводился мониторинг, есть дети, которые принимают пищу в лежачем положении, будучи в своей постели: «дети, которые самостоятельно не передвигаются «Лежачие - в постели, которые ходят и ползают - в столовой»; «В своей постели - если имеет поражение ЦНС»;
Из ответов
По одному из интернатов вообще можно сделать вывод, что в нем нет столовой, потому что все дети питаются или в кроватях, или в палатах. При этом кормления осуществляется или с бутылки или большой ложкой. Лишь в одном интернате для кормления детей используют десертную ложку. В одном интернате нет специальных ложечек, с помощью которых эти дети должны принимать пищу (персонал даже не догадывается о существовании таких принадлежностей). Только в 3 интернатах с 6 для кормления лежащих детей используют специальные кресла, но даже там специальных кресел не хватает на всех детей. Наличием специальных кресел, предназначенных для кормления, эти интернаты обязаны спонсорам или волонтерам, которые привозят эти кресла из-за рубежа. Такой подход к организации питания не может не вызывать беспокойства из-за ориентации главным образом на кормление перетертой пищей а не обучением навыкам самостоятельного приема пищи значительного количества детей, которые по современным подходам могли бы их усвоить.
По данным мониторинга «Лежачие дети питаются в постели. Обычно каждому дается бутылка с пищей (или каша, или перетертые пища).Если они не могут ее держать, то няня держит ее за них. Некоторые лежачие дети питаются перетертой пищей, но с ложки. Няни кормят каждого очень быстро, 7-10 мин., Иногда одновременно могут кормить двоих детей.
Дети, которые могут самостоятельно передвигаться - их кормят в столовой, иногда с одной тарелки и одной ложкой нескольких детей, пока первый жует, другой получает порцию. Одновременно кормят примерно 17-18 детей, половина из них сидит за специальными столами и стульями, 5-6 детей сидят на обычных маленьких стульях. Весь процесс кормления занимает примерно 40 минут. Старшее звено детей (до 35 лет) и среднее звено питаются самостоятельно 20-25 мин. "; «Воспитанники, которые самостоятельно передвигаются, питаются вместе в столовой. Всех остальных питают или в малых группах, или индивидуально. Индивидуального расписания питания нет, он общий. Подавляющее количество лежачих детей кормятся из бутылки, персонал не имеет представления о том, что эти дети могут есть с помощью ложки, также персонала неизвестна техника кормления тяжелых детей с инвалидностью. Других кормят большой ложечкой в своих кроватях лежа. Или дети едят самостоятельно в своих комнатах ». Следует отметить, что в интернатах, где работают волонтеры, и, где младший и средний медицинский персонал получили знания по стандартам приема пищи тяжелых детей с инвалидностью (в частности, в сидячем положении, в специальном кресле, с помощью специальной ложечки) и, где были ознакомлены с техникой кормления тяжелых детей с инвалидностью, ситуация с кормлением воспитанников отличается от других интернатов. В таких интернатах выявлено использование десертных ложек, и применяются специальные кресла, которые помогают лежащим детям принять вертикальное положение. Но и в названных интернатах, и во всех других применяются «старинные» методы кормления: с большой ложки, из бутылки, в лежачем положении (именно лежащие дети), в тех кроватях, в которых дети проводят все свое время.
Среди ответов персонала есть люди которые отметили, что их привлекают к обучению детей навыкам самостоятельного приема пищи, даже если это не входит в их должностные обязанности. Из одного ответа понятно, что персонал этой работой почти не занимается - «Детей учат есть самостоятельно волонтеры - реабилитологи», в противном случае вообще было отмечено, что дети «не могут держать ложку самостоятельно, и поэтому не могут есть самостоятельно, они не учатся». Ответственные за такую работу воспитатели, иногда младший медицинский персонал, нянечки.
Количество времени, которое тратит работник заведения на кормление одного ребенка, по словам самих работников, колеблется от 5 минут до 0,5 часа, хотя промежуток в 10 - 15 минут выглядит более похожим на реальное положение вещей. Если бы на каждые 10 детей каждая няня тратила бы по 30 минут, это означало бы, что она должна потратить минимум 3часа на кормление всех подопечных, что нереально и не соответствует информации об общем времени, которое тратится на кормление детей, закрепленных за одним работником: «На кормление всех детей - 35 - 40 минут. В зависимости от состояния детей, может быть закреплено разное количество детей.
В интернатах пытаются обеспечивать разнообразие пищи, даже в тех, где используется преимущественно перетертая пища. Для этого используются различные источники, в том числе собственное хозяйство, спонсорская помощь: «Еды достаточно и еда разнообразная (иногда даже дают конфеты)"; «Заведение имеет собственную пекарню, где пекут хлеб (качественный), используют фрукты (яблоки) и овощи из собственного сада и огорода. Помогают спонсоры и благотворители (были замечено булочки, пирожки от церкви) "; «В основном - перетертые еда, супы, каши. Пища не разнообразная, есть овощи, печенье, мясо и колбаса - по словам персонала »;
Только в 2-х заведениях членами мониторинговых групп было отмечено, что дети (которые могут передвигаться самостоятельно) имеют свободный доступ к воде (напиткам) между приемами пищи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)