- туалетные и ванные помещения и их приспособленность к особым потребностям детей
Важным вопросом обеспечения элементарной приватности, предотвращение жестокого обращения и освоение базовых навыков самообслуживания - является качество оборудования туалетных и ванных комнат. По наблюдениям членов мониторинговой группы ситуация следующая:
«Корпус 1 (дети лежат и самостоятельно передвигаются) - большинство детей пользуются горшками, а не туалетной комнатой. В комнате есть туалет - два полноценных унитаза, которые отделены между собой перегородкой. Дети, которые способны сами передвигаться, пользуются ими, других периодически сажают на горшки. Душ и ванна находятся в одной комнате с туалетом.
Корпус 2 (большинство детей лежит) - ванная комната есть, но дети ею не пользуются (не способны).
Корпус 3 (дети самостоятельно передвигаются) - ванная комната (с умывальниками) находится отдельно от туалета. Все умывальники имеют краны с небольшим рычагом, для облегченного открывания воды. Туалеты находятся в другой комнате. Не имеют перегородок. Два из них расположены почти на уровне с полом. Один специально сделан для нужд детей, которые не могут самостоятельно садиться, имеет перила. Дети на колясках не могут самостоятельно ими пользоваться из-за того, что они не могут самостоятельно заехать и передвигаться на коляске по неровному полу (туалеты расположены на постаменте, который делает невозможным движение тележек). Некоторые дети могут сами слезть с тележек и пересесть на туалет, расположенный на полу, что негигиенично. Часть детей все еще пользуется горшками вместо туалета.
Корпус 4 (молодежное звено) - туалет и ванная комната раздельные. Туалеты с перегородкой. В ванной комнате есть специальные умывальники для мытья ног ».
«Санитарные комнаты (туалет и душевые) расположены по 2 на блок. Все они отремонтированы. Те, что на первом этаже приспособлены только для детей, которые могут передвигаться без посторонней помощи (имеется лестница). Соответственно есть такие, которые имеют индивидуальные туалетные места (одно в комнате) и места общего пользования, без перегородок ».
«Туалеты - по 2 в каждом корпусе, один на этаж. Расположены в конце коридора, 1 унитаз, через перегородку - душ. Для человека на коляске недоступен - кабинка тесна, перил нет. Есть стулья - горшки, стоят в туалете у стены, воспитанников переодевают на матрасе, который покрыт клеенкой и лежит на полу в туалете. Ванные комнаты - по 2 в каждом корпусе, 1 - на этаж, есть ванны в комнате. Перегородок нет. Воспитанники могут принимать ванну только с помощью и под присмотром персонала. Перегородок между ваннами нет ".
«Корпус Жилой (дети лежат и самостоятельно передвигаются) - большинство детей пользуются 3-мя туалетными комнатами. В комнатах есть полноценные унитазы, которые не отделены между собой перегородками и умывальники. Дети, которые способны сами передвигаться, пользуются ими, других периодически высаживают на унитазы, или они одеты в подгузники. Душ и ванна размещены в одной комнате с туалетом на первом этаже.
Корпус Учебный (все дети самостоятельно передвигаются) - все умывальники имеют краны с небольшим рычагом, для облегченного открывания воды. Туалеты находятся в одной комнате с умывальниками. Унитазы не имеют между собой перегородок ».
То есть подавляющее большинство детей на колясках, которые могли бы самостоятельно пользоваться туалетом, не имеют такой технической возможности или недостаточный уровень обустройства туалетных комнат. Помещение не приспособлены для нужд таких детей, что делает невозможным их свободное использование.
Это подтверждается следующей информацией:
«Ширина дверей достаточная на втором этаже и недостаточная на первом. Кабинок нет, однако отдельные туалетные комнаты имеют один унитаз, то есть более или менее индивидуальными. На первом этаже есть лестница, препятствует проезду. Свободное пространство для разворота есть. Количество унитазов 1 - 4. Поручни увиденные ни были. Рукомойники расположены на должном уровне. Горячая вода имеется ».
«Дверь в туалет, ванные комнаты - до 1,20 м, по одной душевой кабине на этаж. Туалет в тесном для тележек помещении. Впечатления - используют горшки и стулья-унитазы. В комнатах гигиены отсутствует пространство для свободного разворота тележек, поручни отсутствуют. Рукомойник на высоте около 1,20м. Для принятия ванны отсутствуют надлежащие средства ».
Из ответов опрошенных можно сделать вывод, что дети на колясках не могут самостоятельно добраться до туалетной комнаты: делают это или с помощью санитарки (то есть, санитарка дополнительно нагружена), или с помощью специальных тележек, или же вообще пользуются памперсами, которых постоянно не хватает (особенно для мальчиков-подростков). В то же время, ответы опрашиваемых свидетельствуют о недостаточном уровне понимания персоналом специфических потребностей детей на колясках, в частности при пользовании туалетом. На вопрос о возможности такому ребенку беспрепятственно заехать в туалет и воспользоваться им 5 человек дали отрицательный ответ, отметив, что «нет поручней, чтобы иметь опору»; «Посредством санитарки». Среди основных технических препятствий доступу детей к туалетам было указано: «высокие унитазы для тех, кто на колясках»; «Узкие двери»; «Негде развернуться на коляске»; «Нет перил, чтобы иметь опору». В одном интернате отметили, что «инвалиды, передвигающиеся на колясках, обеспечены колясками для туалетов».
Другие санитарно-гигиенические условия
Во всех интернатах имеется проблема обеспечения санитарно-гигиеническим принадлежностями, и прежде всего памперсами. Кроме того, вызывает беспокойство отсутствие работы с подопечными по наработке навыков их практического использования в контексте социализации. Эта проблема характерна не только для заведений такого типа, но и для всех учреждений государственной опеки над детьми. Беспокоят ответы работников двух домов-интернатов на вопрос о пользовании детьми такими средствами: «Те, кто физически и интеллектуально способны» и «Те, кто может это делать самостоятельно». такие ответы свидетельствуют о том, что не все дети пользуются средствами гигиены. В других заведениях отмечалось, что дети, которые нуждаются в помощи в пользовании такими средствами, получают ее со стороны взрослых (нянечки, воспитатели, медицинская сестра). Они же в основном ответственные за контроль личной гигиены детей. В одном интернате отметили, что это делает банщица.
Все опрошенные работники учреждений утверждали, что дети обеспечены средствами гигиены в полном объеме: памперсы, зубные щетки, зубная паста, прокладки, мыло, туалетная бумага, шампунь. Вместе с тем, отвечая на более детальный опрос, исключая персонал одного заведения, все отмечали, что главной проблемой является дефицит памперсов, которых постоянно не хватает - их нужно не менее 4 в сутки на одного ребенка:
(Из ответов персонала). Проблему пытаются решать следующим образом: «есть спонсорская помощь, денег, идущих на ребенка, не хватает».
По данным мониторинга, недостаточно используются такие необходимые санитарно-гигиенические предметы, как зубные щетки, дезодоранты, туалетная бумага:
«Зубные щетки выдаются воспитателями и нянечками. Дезодорантов и гребешков не видел. Памперсов, по словам персонала, хватает. Раз в неделю в банный день, тогда всех моют и тратят средства по необходимости ».
«Памперсы есть, однако в небольшом количестве. Хранятся в медицинском отсеке. Зубные щетки, мыло - в санитарных комнатах. Туалетной бумаги замечено не было. Также не было замечено дезодорантов, гребешков, шампуня. В молодежном блоке зубные щетки находятся в комнате отдыха ».
«Индивидуальные средства гигиены имеют только 10 воспитанников (которые могут передвигаться), они находятся в тумбочках у кроватей. Но сложилось впечатление, что ими не пользуются. В комнатах находятся также пеленки, памперсы. Памперсы, по словам персонала не используются, главным образом пользуются пеленками. Возможно эти памперсы некачественные. Дезодорантов нет. Норму указать не могут, используют по необходимости ».
«Расческами пользуются дети, преимущественно девушки с короткой прической. Подгузников, по словам персонала, хватает, но на первый взгляд, ими не пользуются регулярно, особенно летом ».
Кроме памперсов, других современных специальных санитарно-гигиенических средств для детей-инвалидов не выявлено.
В то же время нельзя сказать, что дети имеют неряшливый вид:
«Волосы - нормальные, чистые у большинства воспитанников. Ногти - подрезаны, но руки грязные. Памперсы меняются регулярно или по необходимости ».
«Зубы у воспитанников не чищены, ногти обрезаны, волосы у всех короткие. Памперсы / пеленки меняют по необходимости ».
«Волосы - нормальные, чистые у большинства воспитанников. Ногти - подрезаны, но руки часто грязные. Подгузники меняются регулярно, но желательно использовать подгузники для большего числа детей, которые не полностью контролируют себя ».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)