Методология исследования мониторинга нарушений прав инвалида
Данный мониторинг проводился на основе подходов по осуществлению мониторинга прав человека, наработанными Хельсинкским Фондом прав человека (Варшава, Польша) и практического опыта партнеров проекта по проведению мониторингов прав человека и прав ребенка , которые проводились ранее. Мониторинг рассматривался не как чисто социологическое исследование, хотя отдельные элементы такого исследования были использованы, а как инструмент анализа определенного фрагмента социальной действительности для дальнейшего планирования действий по достижению положительных изменений в сфере соблюдения прав детей с инвалидностью, находящихся в учреждениях I-IV профиля Министерства труда и социальной политики. Цель исследования - выявить спектр проблем и наметить возможные пути их преодоления, нарушить важные проблемные вопросы, создавая почву для дальнейших активных действий в поддержку прав и интересов детей с инвалидностью, прежде всего тех, которые находятся в учреждениях государственной системы опеки.
Концепция мониторинга основана на совместной стратегии действий организаций-партнеров, в соответствии с которой для нужд мониторинга было детализировано 5 главных оперативных целей исследования.
Сфера действий: Представители уязвимых групп: дети с проблемами психического и физического здоровья и развития, дети, находящиеся под опекой в государственных учреждениях.
Стратегическая цель действий: Обеспечение на максимально возможном уровне выживания и здорового развития, достойных условий лечения и реабилитации детей с проблемами психического и физического здоровья, детей, находящихся под опекой в государственных учреждениях.
Оперативные цели:
I. Гарантировать достойные и такие цели, что способствуют на максимально возможном уровне выживанию и здоровому развитию у ребенка бытовых условий;
II. Расширить возможности обучения, интеллектуального и физического развития, социализации для детей с проблемами психического и физического здоровья находящихся в государственных заведениях опеки;
III. Предупредить вредные последствия длительного пребывания в условиях фактически ограниченной свободы по состоянию здоровья детей с инвалидностью, которые находятся в государственных отделениях опеки;
IV. Гарантировать защиту от плохого и унижающего достоинство обращения с детьми с инвалидностью, которые находятся в государственных учреждениях опеки;
V. Гарантировать квалифицированный и профессиональный подход к процессу реабилитации, лечения, обучения детей с инвалидностью.
По каждой оперативной цели было разработано несколько исследовательских заданий, каждое из которых содержало перечень проблем для исследования. В соответствии с каждой такой проблемы были сформулированы исследовательские вопросы и показатели, по которым исследовалась проблема.
концепция Мониторинга
Гарантировать достойные и такие условия, что способствуют на максимально возможном уровне выживанию и здоровому развитию у ребенка бытовых условий
Исследовательское задание
Исследовать бытовые условия (соответствие национальным и международным стандартам)
Исследовательская проблема 1: Условия проживания
Исследовательская проблема 2: Санитарно-гигиенические условия
Исследовательская проблема 3: Питание
Исследовательская проблема 4: Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация
Исследовательская проблема 5: Образование
Исследовательская проблема 6: Социализация
Исследовательская проблема 7 Контакты с внешним миром
Исследовательская проблема 8: Активная жизнедеятельность, индивидуальная мобильность
Исследовательская проблема 9: Конфиденциальность
Исследовательская проблема 10: Поведение персонала с воспитанниками (подопечными)
Исследовательская проблема 11: Наказание и поощрение
Исследовательская проблема 12: Наличие механизмов и процедур защиты в случае плохого или унижающего достоинство обращения
Исследовательская проблема 15: Уровень подготовки и квалификация персонала
Исследовательская проблема 16: Условия труда персонала и личное отношение персонала к условиям своего труда
Оперативная цель
Расширить возможности обучения, интеллектуального и физического развития, социализации детей с проблемами психического и физического здоровья, находящихся в государственных учреждениях опеки
Исследовать состояние организации индивидуально адаптированного обучения, раз-вития и социализации
Оперативная цель
Предупредить вредные последствия длительного пребывания в условиях фактически ограниченной свободы по состоянию здоровья детей с инвалидностью, которые находятся в государственных учреждениях опеки
Исследовать особенности распорядка дня, процесса лечения и реабилитации по такой организации жизни и пребывания воспитанников, которая в максимальной степени позволяет компенсировать существующую по состоянию здоровья ситуацию ограниченной свободы
Оперативная цель IV
Гарантировать защиту от плохого и унижающего достоинство поведения с детьми с инвалидностью, которые находятся в государственных учреждениях опеки
Исследовать обращение с воспитанниками (подопечными) является таким, который не унижает достоинство
Оперативная цель V
Гарантировать квалифицированный и профессиональный подход к процессу реабилитации, лечению, обучению детей с инвалидностью
Исследовать уровень квалификации персонала, возможности повышения квалификации и потребности учреждений в квалифицированных работниках
Важным этапом мониторинга стал анализ правовых стандартов, при проведении которого были использованы акты международного и внутреннего законодательства, нормативные акты разного уровня
Во время этой работы одной из основных задач стало определение рамок и форм возможных допустимых ограничений прав человека, которые стали основой концепции мониторинга (исключая запрет пыток, жестокого и унизительного для достоинства обращения), для такой категории детей, то есть попытка определения действий следует отнести к нарушениям прав этих детей, а какие допустимы в ограничении прав. Анализ права не только позволил детализировать концепцию мониторинга и выделить показатели для исследовательских проблем, но и уже в самом начале мониторинга позволил выявить ряд системных проблем и несоответствий действующему законодательству международным стандартам , что имело непосредственное влияние на выработку стратегий и рекомендаций.
На основе концепции мониторинга с учетом результатов анализа права проводилась разработка инструментария мониторингового исследования, источников информации и методов ее сбора. Вопрос инструментария был разработан таким образом, чтобы информацию по каждому факту соблюдения того или иного права были получены из нескольких источников, для обеспечения достоверности результатов. В инструментарии было предусмотрено сбор и документирование как устной, так и письменной информации.
Исследованием охвачено 6 домов-интернатов различного профиля в различных областях , что составляет более 5% от общего количества таких учреждений для детей. Выбор интернатов обусловлен предыдущим опытом работы с ними, отдельными наблюдениями общественными активистами ситуации с правами ребенка в них, наличием партнеров в регионе, географическим охватом и удаленностью от населенных пунктов. Для исследования выбраны заведения разные по профилю, однако такие, которые могли обеспечить достаточное количество данных для осуществления сравнительного анализа. В состав рабочей группы вошли специалисты различных отраслей - представители партнерских организаций и отдельные общественные активисты. Предварительно все участники рабочей группы прошли подготовительное обучение по работе с инструментарием мониторинга, особенностями общения с персоналом и воспитанниками интернатов, а также поведения в нетипичных ситуациях и подготовки отчетов по результатам исследований. Всего было проведено наблюдение в каждом из избранных заведений, структурированное интервьюирование персонала, неструктурированные интервью с директорами, другими сотрудниками интернатов и отдельными воспитанниками. Кроме того, проведено фокус-групповое интервью с директорами всех домов-интернатов.
Мониторинг не имел целью привлечения к ответственности конкретных должностных лиц или персонала домов-интернатов, поскольку большинство проблем являются системными и характерны для всех заведений подобного типа, поэтому все данные, выводы и рекомендации имеют обобщенный вид с соблюдением принципа анонимности.
Детальный анализ соблюдения прав человека в указанных домах-интернатах, разбор ситуации с каждой нормой права из приведенной выше концепции, выводы и предложения по улучшению ситуации рассмотрены в последующих главах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)