Индивидуальная форма работы специалиста в семье с аутичным ребенком
Практика коррекционного воспитания детей с аутистическими нарушениями в условиях семьи подтверждает социальные тенденции спроса гувернерских услуг, которые квалифицированно и результативно может предоставить специальный педагог. Недавно процесс коррекционной помощи детям с интеллектуальными или аутистическими нарушениями имел стихийный, полулегальный характер и был обусловлен субъективными и объективными причинами выбора некоторыми семьями альтернативной формы обучения и воспитания их ребенка в семье. Для детей с нормальным развитием родители выбирают способ гувернерской формы воспитания ребенка по причине производственной занятости, новой социальной моды на такие услуги, мотивации отчуждения от процесса воспитания собственного ребенка. Родители ребенка с дизонтогенетической типологией вынуждены находить гувернера для индивидуальной формы работы специалиста в семье с аутичным ребенком, профессионального обеспечения своевременной коррекции развития своего ребенка. Сознательный выбор семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, обусловил поиски «именно того, кто поможет понять особенности психического развития ребенка», «того, кто поможет им посоветовать, как его воспитывать», «подготовить к школе», «осуществлять психологическое и специально-дидактическое сопровождение», «приостановит возникновение вторичных дефектов», «откорректирует основной дефект» и другое.
Особенно сложно приходится семьям, в которых воспитываются дети с диагнозом «аутизм». Эти трудности обусловлены системой недостатков, имеющимися диагностико-прогностическими, социальными, государственными и научно-практическими тенденциями в области медицины, педагогики и психологии. Это, прежде всего:
- безответственное отношение детских психиатров и участковых педиатров к прогнозу психологического развития ребенка;
- игнорирование самого факта необходимости абилитационных психокоррекционных и коррекционно-педагогических мероприятий и, как следствие, полная беспомощность родителей в вопросах эффективности раннего коррекционного вмешательства;
- индифферентность самой семьи к особенностям развития ребенка и ожидание «чуда самоисправления»;
- отсутствие специальных учреждений для детей с аутизмом, «самолечение» как способ исправления аутистических проявлений;
- социально-психологическая некомпетентность семейного окружения ребенка.
Поэтому в обществе сформировался образ фрагментарности и замедленности процесса специальной психолого-педагогической помощи ребенку в соответствии с аутистической симптоматикой в условиях семьи.
Педагогическая, коррекционно-психологическая помощь всегда нужна и полезна каждому ребенку, но она будет способствовать динамике и эффективности его саморазвития только при определенных условиях. Что касается детей с аутистической симптоматикой, то не всегда традиционные воспитательные и дидактические технологии, применяемые для обычных или даже умственно отсталых и детей с задержкой психического развития, являются достоверными и результативными. У гувернера, который не ориентирован на особенности психического развития аутичного ребенка и на стратегию интенсивного их преодоления, возникает сомнение в своих профессиональных возможностях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)