Тесты на наличие аутистических нарушений
Выполнение диагностических тестов на наличие аутистических нарушений, сбор информации от окружения ребенка, наблюдения, проведенное коррекционное обучение и воспитание определили стремительную динамику речевого, коммуникативного и аффективно-регуляторного развития ребенка. Он готов к сотрудничеству с взрослым, четко определяет и помнит последовательность этапов и видов педагогического процесса, пытается быть активным участником этого процесса, получить от него удовольствие и положительную оценку. Учитывая указанное, рекомендуются такие коррекционные линии реализации положительного прогноза психического и речевого развития ребенка по модулю 2.
Модуль 2 – Основные направления взаимодействия с ребенком на основе тенденции развития со знаком «плюс»
В модуль 2 входят следующие основные линии:
- систематические занятия по психогимнастике, психолингвистике, использование нейролингвистического программирования с учетом мотивационных тенденций ребенка, своеобразия понимания им тех или иных ситуаций;
- обязательный охранный режим эмоций, чувств ребенка, желательно временное невмешательство других людей (неспециалистов) в процесс становления и дифференциации аффективной сферы ребенка, скажем спонтанные оценочные суждения в его присутствии, критические замечания и тому подобное;
- использование различных ситуаций, их эмоциональное обогащение с целью привлечения речи как инструмента для общения;
- постепенное формирование дидактической речи с целью использования ее как средства обучения;
- деликатная форма психологической поддержки ребенка со стороны окружающих, предупреждение их об особенностях развития ребенка, о специфике взаимодействия с ним;
- не проявлять раздражения в случае неадекватного поведения ребенка, игнорировать негативные проявления, попытки криком получить желаемое;
- наблюдать и фиксировать, что в окружении ребенка привлекает внимание, даже если это очень незначительные вещи, и развивать внимание, мышление и речь на этом материале. Предоставлять игровым и дидактическим материалам новые функции и значимость.
Негативные тенденции со знаком «минус»
Известно, что по последней Международной классификации болезней, принятой Всемирной организацией здоровья, аутизм составляет первазивное (проникнет во все сферы психической жизни индивида) нарушение и имеет такое определение расстройства психологического развития, которое характеризуется нарушениями в сфере поведения, коммуникации и социальной интеграции.
Основные требования: систематичность, интенсивность, коррекционный эффект.
Негативные факторы:
- позднее обращение;
- сформированность автономной речи;
- несоответствующая дошкольная среда;
- устойчивость психических новообразований (ситуативная агрессия, разрушительное поведение, безразличие к требованиям и просьбам взрослых).
МОДУЛЬ 3 – Преодоление тенденций со знаком «минус»
Основные линии представлены в модуле 2. Дополнительные линии:
- негативные проявления и действия являются ответной реакцией ребенка на то, что его не поняли другие люди, поэтому важно каждому действию ребенка предоставлять определенный смысл, комментировать его со знаком «плюс». Например, на первый взгляд простые манипуляции с книгами для взрослых являются средством успокоения и стабилизации психического состояния ребенка;
- отсутствие озвучивания просьбы о чем-то является демонстрацией детского превосходства, вроде: «Я уже могу эту просьбу высказать, но пока не скажу». Основное средство воздействия - доказать ребенку, что его высказывание имеет для вас большое значение;
- избегать «инерционного молчания» - и ребенок молчит, и вы молчите. Постоянно что-то описывайте, ведите диалог, особенно в случаях, когда ребенок не обращает на вас внимания;
- поддерживайте его самооценку, поощряйте;
- не заставляйте сотрудничать, если он не хочет. Проанализируйте, доступно ли ему то, что вы предлагаете, является ли игрушка или предмет для него носителем позитивной информации;
- систематически фиксируйте все достижения ребенка. Возможно, эти факты будут способствовать формированию новых прогрессивных качеств.
Прогностические тенденции позитивного развития ребенка определяются наличием системы психолого-педагогических условий коррекционного обучения и воспитания, онтогенетической детерминированностью сохранившихся систем психического развития, психологической готовностью ребенка и его родителей к сотрудничеству, динамикой и эффективностью выполнения задач и мотивационной сохранностью ребенка к положительному результату.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)