Подготовка и трудоустройство специалистов физической реабилитации
Подготовка специалистов-реабилитологов сталкивается с рядом проблем:
- Отсутствие учебников и учебных пособий по многим дисциплинам физической реабилитации.
- Неудовлетворительное обеспечение учебным оборудованием кабинета доклинической практики в ряде вузов.
- Во многих вузах существует ограниченная возможность студентов-реабилитологов в выборе баз для прохождения учебной и преддипломной практики, что резко снижает уровень профессиональной подготовки.
- Недостаточное количество профессорско-преподавательского состава, которые являются дипломированными или сертифицированными специалистами по здоровью человека (а не медицины!) в ряде высших учебных заведений, готовящих специалистов физической реабилитации.
На специалистов физической реабилитации возлагаются следующие функциональные обязанности:
- проведение обследований лиц, подлежащих реабилитации и анализ результатов этих обследований;
- изучение истории болезни, анамнез пациента, консультации с врачом, формирование вывода о необходимости и возможных результатах программы физической реабилитации;
- составление и обсуждение с пациентом реабилитационных мероприятий;
- реализация реабилитационной программы;
- контроль за эффективностью реабилитационной программы и внесение необходимых корректив;
- информирование окружения реабилитанта (члены педагогического коллектива, родственники) о сотрудничестве пациента в реализации программы;
- предоставление указаний массажистам, медсестрам, вспомогательному персоналу относительно их участия в реабилитационном процессе;
- повышение собственного профессионального уровня;
- ведение соответствующей плановой, учетной и отчетной документации;
- сочетание и осуществление воспитательной работы в процессе реализации программ физической реабилитации;
- обеспечение соблюдения техники безопасности проведения занятий;
- пропаганда здорового образа жизни.
К сожалению, студенты с инвалидностью, желающие получить диплом специалиста или магистра, имеют проблемы с финансированием их обучения. Также не решен вопрос о финансировании обучения в аспирантуре на контрактной основе талантливой молодежи с инвалидностью.
Необходимо ускорить разработку нормативов работы преподавателей, сурдопереводчиков, кураторов и других специалистов, работающих в интегрированной образовательной среде высших и средних специальных учебных заведений.
Итак, необходимо обратиться с предложениями:
- В Верховный Совет:
- внести изменения в законодательство относительно предоставления государственного адресного финансирования студентам с инвалидностью для получения высшего образования, независимо от формы собственности вуза.
- В Министерство социальной политики, Министерство здравоохранения:
- разработать гигиенические нормы для организации учебного процесса и требования к обустройству учебных мест студентов с инвалидностью в вузе;
- усовершенствовать существующий перечень медицинских противопоказаний для поступления в вузы студентов с инвалидностью;
- обязать учреждения медико-социальной экспертизы предоставлять развернутые индивидуальные программы реабилитации на запросы вузов для обеспечения соответствующего сопровождения обучения таких студентов.
- В Министерство финансов, Министерство социальной политики:
- решить вопрос о выделении средств высшим учебным заведениям, независимо от формы собственности, для индивидуального технического обеспечения обучения студентов с сенсорными нарушениями в соответствии с их нозологией;
- предусмотреть финансирование проектов по образованию, социальной адаптации, профессиональной и медицинской реабилитации, трудоустройства людей с инвалидностью, подготовленных государственными и негосударственными учебными заведениями, и общественными организациями.
- В Фонд социальной защиты инвалидов:
- обеспечить реализацию нормативных и директивных документов об образовании и трудоустройстве молодежи с инвалидностью;
- изучить вопрос финансирования подготовительного отделения для студентов с проблемами слуха;
- совместно с Министерством образования поддержать инициативу студентов-инвалидов по разработке единой информационной базы выпускников вузов, имеющих инвалидность, для обеспечения их трудоустройства.
- В Министерство образования:
- обеспечить участие вузов негосударственной формы собственности на уровне государственных вузов в конкурсах на получение финансирования проектов по инклюзивному образованию;
- разработать и утвердить систему мер по подготовке и повышению квалификации преподавателей, работающих в интегрированных группах;
- поддерживать инновационные разработки в области разработки теоретических основ инклюзивного высшего образования;
- добиваться выполнения Указа Президента относительно обеспечения архитектурной безбарьерности учебных заведений, библиотек, центров социальной и профессиональной реабилитации для равного доступа молодежи с инвалидностью к образованию;
- изучить опыт ведущих вузов зарубежных стран и ввести систему обеспечения студентов с инвалидностью техническими средствами обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)