Международный опыт модели социального партнерства в направлении реализации права людей с инвалидностью
- Результатом исследования доступности образования для людей с инвалидностью были определены две точки зрения на проблематику доступности образования со стороны студентов с инвалидностью и их сверстников и педагогов, не имеющих проблем со здоровьем. Результаты исследования, которое прозрачно определило проблемы архитектурной доступности, коммуникации, отсутствие спецтранспорта, профориентации, станет ведущим звеном для создания целевых программ преодоления проблем доступности образования для людей с ограниченными физическими возможностями в широком спектре деятельности.
- Результатом работы социально-правовой консультации было преодоление проблемы информационно-правовой осведомленности относительно получения образования. Данные знания были распространены в среду общественных организаций инвалидов.
- Результатами аудита архитектурной доступности высших учебных заведений стало «прямое включение» ректоратов вузов в проблематику архитектурной доступности, следовательно, аудиты проводились совместно с ними.
- Результатами архитектурных аудитов школ было преодоление снобизма и стереотипов среди педагогических составов данных школ. Столько упрямства и нежелания принять новые идеи «включения» детей с инвалидностью в общешкольный процесс показались впечатляющими. Но все сводилось к нежеланию взять на себя дополнительные обязанности отвечать за безопасность ученика с инвалидностью. Интегрированные семинары очень четко показали возможности школьников с инвалидностью, обучающихся дома, их стремление к коммуникации с ровесниками, и желание здоровых школьников общаться с одноклассниками, которые учатся дома.
Результатом было выявление проблематики архитектурной недоступности школ. Педагоги впервые задумались над отсутствием унитазов, ступенями в санузлах, недоступностью столовых и тому подобное.
- Результатом деятельности по проведению интегрированных тренингов является сближение двух целевых групп проекта: детей с инвалидностью и их здоровых ровесников. По результатам исследования среди главных проблем обучения детей с инвалидностью, а позже студентов с инвалидностью, является отсутствие коммуникации и понимания. Именно подобные тренинги, которые были разработаны в рамках проекта, значительно приблизили детей друг к другу. Дети активно размышляли над темами волонтерства, пониманием толерантности, умением помочь друг другу.
При ненавязчивой помощи организаторов, две категории детей уже через несколько минут работы тренинга стали одной командой без раздела на физические особенности. Данный факт поразил не только организаторов, но и присутствующих педагогов, которые наблюдали за работой тренинга. Для всех стал прозрачным факт особого подхода, уважительного отношения к детям, отказа от личных стереотипов, перед тем, как учить молодое поколение равному отношению друг к другу.
Результатом интегрированных тренингов стал показатель необходимости включения в школьную программу:
- интегрированных программ, которые должны проводить подготовленные специалисты, лишенные стереотипного отношения к лицам с инвалидностью;
- современных цивилизованных программ, направленных на интеграцию и инклюзию детей с инвалидностью в школу, с целью помощи их включения в школьный коллектив.
- Результатом тренинга для специалистов образовательных и социальных структур является выработка наработок по созданию модели социального партнерства в сфере доступности образования людей с инвалидностью, которые определили партнеров, которые никогда не работали в сфере содействия образования инвалидов. Среди таких партнеров - общественные организации инвалидов, реабилитационные учреждения, структуры транспорта, медико-социальные экспертные комиссии, родительские комитеты, методические комитеты, фонды инвалидов и тому подобное.
- Результатом информационного обеспечения является чрезвычайно широкое привлечение различных партнеров в мероприятия, что открыло обществу проблематику партнерства реализации прав людей с инвалидностью на доступность образования. Результативным было освещение работы на телевидении, радио, в Интернет изданиях, печатных изданиях. Данные факты значительно улучшили осведомленность общества относительно проблемы партнерства в сфере образования лиц с инвалидностью и вынесли за пределы указанных целевых аудиторий.
- Доказано на практике, что в индивидуальном плане возможно решение вопросов повышения образования в каждом случае, даже в самом тяжелом.
- Многие партнеры теперь не сомневаются в том, что такие сложные вопросы, как перестройка системы образования, общественная организация может не только инициировать, но и двигать вперед, предлагая свои методики, пути, программы, что является большой помощью для соответствующих структур, конечно, если они готовы к сотрудничеству.
Какие уроки были вынесены:
- Хорошо спланированная стратегия даже в самой сложной ситуации приносит хорошие результаты.
- Система образования для людей с инвалидностью является устаревшей, заржавевшей в стереотипах и в нежелании что-то менять, но спланированные действия общественности могут существенно влиять на мировоззрение работников образования от высшего к низшему уровню.
- Дети не являются жестокими, эгоистичными, безразличными к сверстникам из инвалидности - это стереотип взрослых, которые не хотят ничего приложить для того, чтобы дети проявили к ближнему внимание, чувства, поддержку.
- Сложные, самые упрямые партнеры в решении проблем доступности образования для людей с инвалидностью - это структуры образования.
- По аудитами архитектурной доступности большинство санузлов в стране не безопасные не только для детей с инвалидностью, но и для здоровых детей.
- Фактически 100% барьерности школ и ВУЗов, учит равнодушному отношению юное поколение к более слабым здоровьем ровесникам. Медленное наблюдение неравных возможностей делает эти нарушения Конвенции Организации Объединенных Наций нормой в сознании детей, которые вырастают равнодушными.
Программа индивидуального плана обучения
- Краеугольный камень бесплатного полноценного образования в государственной школе для каждого ребёнка с инвалидностью - это индивидуальный план обучения.
- Индивидуальный план обучения касается только тех областей знания, которые были затронуты инвалидностью.
- Индивидуальный план обучения определяет, что именно будет необходимой поддержкой ученику, чтобы достичь академической цели.
Что должно быть включено в письменный план:
- Индивидуальный план обучения детализирует критерии или краткосрочные цели, - какая цель должна быть достигнута на протяжении каждой четверти.
- Индивидуальный план обучения уточняет, какие услуги будут оказаны, число часов в неделю и количество занятий в неделю.
- Индивидуальный план обучения должен отразить в максимально возможной степени то, что изучают одноклассники ученика.
Кто должен быть включён в письменный план:
- Классный руководитель получает поддержку от специалистов, которые есть в школе или от специалистов из другой школы. Все перечисленные ниже сотрудники помогают осуществлять задачи по индивидуальному плану обучения.
- Школьные психологи.
- Реабилитолог.
- Специалисты по трудотерапии.
- Логопеды.
- Дефектологи.
- Учителя узкой специализации.
- Учитель физкультуры для детей с особыми потребностями.
Когда все согласны с планом, каждый подписывает договор.
Время и обязательства
Система работает потому, что есть все нужные преподаватели со специальным образованием, которые помогают обычным учителям осуществлять задачи для каждого ученика с индивидуальным планом обучения.
- Время для определения постепенных шагов на пути к достижению цели отдельного ученика.
- Время, чтобы осуществить задачи.
- Время, чтобы рассмотреть текущий уровень образовательной работы ученика.
- Время, чтобы рассмотреть законные права.
Команда, необходимая ученику с индивидуальным планом обучения:
- Сам ученик.
- Классный руководитель.
- Представитель школьной системы.
- Представитель службы перевода в другие учебные заведения.
- Родители.
- Другие специалисты с соответствующими знаниями или опытом работы с детьми.
- Человек, который может интерпретировать результаты оценивания.
- Преподаватель со специальными образованием.
Наименее ограничительные окружающие условия: Инклюзия
- Окружающая среда (классная комната) в основном для обычных детей, в которой ребёнок с инвалидностью может преуспеть.
- Три из пяти учащихся с академическими проблемами обучения проводят основную часть своего времени в обычной классной комнате.
Наименее ограничительные окружающие условия: кабинет интенсивной терапии
- Большинство специальных занятий проводятся вне общей классной комнаты, особенно если эти занятия требуют специального оборудования или могли бы помешать остальной части класса (например, занятия с логопатом). В этом случае, ученик время от времени покидает общую классную комнату, чтобы посетить более специализированные учебные занятия в кабинете интенсивной терапии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)