Проблемы социальной дезадаптации лиц с инвалидностью и проблем архитектурной недоступности
Можно отметить понимание проблемы социальной дезадаптации студентов с инвалидностью и проблем архитектурной недоступности со стороны респондентов, что говорит в данном случае о понимании основных проблем студентов с инвалидностью.
Но ответы на вопрос «Обращался ли к Вам сокурсник или одноклассник за помощью во время учебы?» говорят о том, что только третья часть респондентов ответили «Да», остальные ответили - «Нет». Данное понимание проблем не дает повода для общения и помощи в преодолении проблем, с которыми в данном случае обращаются к одногруппникам студенты с инвалидностью.
Некоторые респонденты отвечали, что этому мешает не только застенчивость, но и страх получить непрофессиональную помощь, что может привести к дополнительной травме, потому что необходимо умение для того, чтобы помочь человеку на коляске или костылях. Поэтому можно отметить необходимость проведения учений по тематике оказания помощи людям с различными физическими ограничениями, что чрезвычайно улучшит ситуацию, как для студентов с инвалидностью, так и для тех, кто не имеет проблем со здоровьем.
ШАГ 2
Открытие социально-правовой консультации с целью повышения правовой осведомленности в направлении реализации права на доступность образования, преодоления архитектурно-транспортных барьеров (для подростков, молодежи, родителей детей-инвалидов, социальных партнеров).
ШАГ 3
Организация и проведение семинара по вопросам партнерства в направлении реализации права на доступность образования людей с инвалидностью, с участием представителей молодежных лидеров общественных организаций инвалидов и ведущих специалистов высших учебных заведений, управлений образования и науки, правозащитных организаций.
Во время семинара лидеры общественных организаций инвалидов смогли обсудить проблемы доступности образования людей с инвалидностью, обменяться опытом, были внесены предложения по социальному партнерству в направлении улучшения доступности системы образования для людей с инвалидностью; ознакомиться с результатами исследования на данном этапе.
Результат:
- Данный семинар ввел, в первую очередь, пример партнерских отношений управления образования, высших учебных заведений, их партнеров и общественных организаций инвалидов.
- Для каждого выступления общественного деятеля были подготовлены доклады и разработана презентация, которая ярко демонстрировала проблематику мероприятия в различных плоскостях.
- Были приглашены ведущие специалисты реабилитационно-санаторных учреждений, без полноценного сотрудничества с которыми не может существовать и полноценного образования.
Участники мероприятия настаивали на том, что большинство людей, которые имеют тяжелые формы инвалидности, имеют права на лечение и реабилитацию, но эти права, предоставленные государством не выполняются. Люди физически не в силах учиться.
Во время семинара были выделены четыре категории людей с инвалидностью, которые нуждаются в помощи в получении доступного образования:
- инвалиды по зрению (особенно с тотальной потерей);
- по слуху (совсем не слышат);
- люди с проблемами интеллектуального развития;
- лица, имеющие травмы или заболевания позвоночника и передвигаются с помощью колясок, также лица с проблемами опорно-двигательного аппарата, детского церебрального паралича.
Всех людей с данными нозологиям инвалидности объединяет потребность в помощи большинства партнерских структур, но они также имеют необходимость в специализированном подходе к разработке программ получения образования.
Одной из наиболее уязвимых категорий инвалидов в плане психолого-физического кризиса единогласно были признаны лица с заболеваниями и травмами позвоночника (колясочники), центральной нервной системы, мышечной дистрофией, и тому подобное.
ШАГ 4
- Организация и проведение заседаний круглых столов с целью обсуждения партнерства в направлении решения проблем доступности образования в школах и ВУЗах с привлечением представителей власти, образования, управлений архитектуры, педагогов, представителей средств массовой информации, управлений архитектуры.
- Организация и проведение интегрированного семинара-тренинга относительно участия подростков и молодежи с инвалидностью и их ровесников (лидеров детско-юношеских организаций).
- Организация и проведение аудита архитектурной доступности учебных заведений с участием руководства учреждений, власти, молодежи с инвалидностью.
Мероприятие имело три составляющие.
Первая часть: заседания круглых столов с участием представителей власти, образования, управлений архитектуры, педагогов, представителей средств массовой информации с целью обсуждения возможного партнерства в направлении создания доступного образования для детей и молодежи с инвалидностью, ситуации в каждом конкретном городе.
Вторая часть: семинар-тренинг с участием подростков и молодежи с инвалидностью и их ровесников (лидеров детско-юношеских организаций).
Решение вопроса доступности образования для людей с инвалидностью, должно происходить с участием той целевой группы, для блага которой работает проект.
Одной из задач проекта является необходимость «предоставить слово» и заложить фундамент партнерства молодежи с инвалидностью с их здоровыми сверстниками, путем обсуждения существующих проблем доступности образования определенной категории учащихся или студентов.
Данные семинары, в которых приняли участие не только представители власти, но и подростки, и молодежь с инвалидностью, и их ровесники значительно сблизили этих социальных партнеров, ведь даже при подъеме на нормативные пандусы, пороги часто необходима помощь окружающих, что невозможно без подготовки и адаптации. Положительное отношение к ученикам с инвалидностью со стороны здоровых школьников или студентов является необходимой составляющей решения проблемы доступности учебных заведений.
Во время мероприятия проходило обсуждение проблем архитектурной доступности учебных заведений, проблем обучения студентов с инвалидностью, тренинг-практикум (знакомство с нормативными и ненормативными пандусами, с тем, как правильно оказать помощь человеку на коляске, с проблемами зрения, слуха, общение со средствами массовой информации).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)