С какими сложностями встречаются люди с инвалидностью при получении образования?
Важным фактором является распределение студентами, не имеющих инвалидности на две категории ответов «Социальная адаптация в коллективе» и «Строительные препятствия».
Своими ответами молодежь отмечает, что для человека с проблемами передвижения может быть главной проблемой именно архитектурная недоступность, но не коммуникация в коллективе. Данное наблюдение соответствует студентам с инвалидностью, которые передвигаются на колясках, в результате травмы, но ведут активную жизнь, несмотря на коляску. Такие студенты легко адаптируются в коллективе и обычно приобретают много друзей и поддержку. Но строительные и транспортные препятствия чрезвычайно мешают такому студенту преодолевать этажи, лестницы, бордюры, ехать на коляске в учебное заведение, решать проблемы недоступности санузла и тому подобное.
В результате, ограничивается общение.
Также существует другая проблема - когда студент с инвалидностью имеет проблемы речи, координации движений, а также инвалидность с детства, которая во многих случаях влечет за собой большой груз комплексов, приобретенных с детства.
Такой студент имеет проблемы с коммуникацией, он чувствует себя «другим». Через некоторое время такой студент становится «незаменимым» к нему привыкают, но с ним не общаются.
На вопрос «Общались ли Вы во время обучения со студентами, которые имеют ограниченные физические возможности, предлагали ли свою помощь?» - третья часть респондентов ответили «Да», остальные респонденты ответили «Нет».
Данные ответы говорят о том, что большая часть респондентов не общались со студентами с инвалидностью, не способствовали их естественной социальной адаптации и интеграции в студенческий коллектив. Это довольно показательная цифра относительно того, что до 21-24 лет эти респонденты не имели среди одноклассников, а затем среди сокурсников и знакомых в учебном заведении людей с инвалидностью. Это объясняет проблему ощущения изолированности среди студентов и учащихся с ограниченными физическими возможностями, ведь по статистике учебных заведений фактически в каждой группе есть студенты с ограниченными физическими возможностями.
«Комфортно ли чувствовал себя Ваш сокурсник с проблемами здоровья в коллективе?». На этот вопрос большая часть респондентов ничего не ответили, третья часть - ответили «не комфортно», примерно четвертая часть - ответили «комфортно».
Данные ответы подтверждают выводы предыдущего вопроса. Именно те респонденты, которые оказывали помощь студентам с инвалидностью, хорошо понимают их проблемы коммуникации. Большая часть респондентов не смогли ответить на этот вопрос в силу отсутствия контактности с данной категорией студентов, и только четвертая часть респондентов ответили на этот вопрос положительно.
Можно сделать такие выводы:
Подавляющее количество респондентов женского пола. Это говорит о трех доминирующих специальностях респондентов - педагогов, психологов, социальных работников. Подавляющее число респондентов имеет высшее образование, и характеризует себя, как коммуникабельного человека.
Несмотря на данный факт коммуникабельности респондентов, большинство не имели среди знакомых студентов людей с инвалидностью, несмотря на то, что в настоящее время в ВУЗах учится много молодежи с инвалидностью. Безусловно, данный фактор свидетельствует о крайне низкой интеграции студентов с инвалидностью в студенческий коллектив. В связи с этим, будущие педагоги, психологи, социальные работники будут иметь определенный дефицит опыта общения и понимания определенной целевой группы будущих клиентов и учеников с инвалидностью, если на практике не было наглядного примера, ни в школе, ни в вузе.
Безусловно, важным и позитивно-обнадеживающим является факт сотрудничества высших учебных заведений с некоторыми общественными и государственными структурами, которые в полной мере могут предоставить студенту возможность практики относительно данной категории детей и молодежи. Также необходимо отметить положительный факт, наличие неравнодушных, профессиональных коллективов педагогов высших учебных заведений, которые выходят с инициативой по улучшению возможностей людей с инвалидностью к получению качественного высшего образования.
К сожалению, общаясь с респондентами можно говорить о том факте, что не везде студенты получают от социальных учреждений поддержку, относительно создания условий прохождения практики, возможности поработать с клиентами, иногда студенты чувствуют свою ненужность и незаинтересованность со стороны руководства практики.
Среди респондентов существует процент будущих архитекторов, строителей, менеджеров, специалистов туристического бизнеса, которые либо вообще ничего не ответили, либо ответили, что не имели среди знакомых людей с инвалидностью и никогда не помогали решить их проблему в учебном заведении. Это очень обидно потому что, не имея примера проблемы архитектурной недоступности для конкретных лиц с инвалидностью, им будет трудно оценить всю необходимость безусловного выполнения государственных строительных норм при планировании, строительстве или создании условий для клиентов с инвалидностью, что можно наблюдать со стороны современных специалистов архитектурного, строительного и других направлений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)