Программно-методическое обеспечение обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи
Современные тенденции специального образования направлены, прежде всего, на поиск креативных форм, средств и методов помощи детям с особыми образовательными потребностями. Именно поэтому столь актуальна научно обоснованная, методически подтвержденная и практически реализованная технология программно-методического обеспечения работы с детьми разных возрастных групп с особыми образовательными потребностями.
Совершенствование стандартизации специального образования обусловило изменения приоритетов коррекционно-развивающего процесса в учебных заведениях, в том числе для детей с тяжелыми нарушениями речи, что нашло свое отражение в разработке специальных программ. Процесс обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи направлен, прежде всего, на решение ряда основных задач:
- профилактических, цель которых - общее развитие школьников, расширение и уточнение их представлений об окружающем мире и формирование различных видов обобщений;
- коррекционно-развивающих, которые предусматривают преодоление у учащихся нарушений различных компонентов речевой системы;
- учебно-воспитательных, которые связаны собственно с учебным процессом, сознательным овладением школьниками общеобразовательными знаниями и навыками.
Обучение в специальных общеобразовательных школах осуществляется на основе типовых учебных планов, которые имеют инвариантную составляющую, обязательную для всех специальных учебных заведений независимо от их подчинения и форм собственности, и вариативную, в которой предусмотрены дополнительные часы на изучение предметов инвариантной составляющей, курсы по выбору, индивидуальные и групповые занятия, консультации. Полноценность начального специального образования обеспечивается только одновременной реализацией инвариантной и вариативной составляющих. Инвариантной составляющей Типового учебного плана общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено изучение учащимися учебного предмета «Изобразительное искусство». Сквозь призму изобразительной содержательной линии Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования учебная программа «Изобразительное искусство» помогает учителю реализовать требования, предусмотренные образовательной отраслью «Искусство», одновременно осуществляя художественное и речевое развитие учащихся.
Изобразительное искусство - одна из форм образного познания действительности, которая:
- стимулирует работу обоих полушарий головного мозга;
- формирует творческий потенциал и ценностное отношение к окружающему миру;
- осуществляет речевое, эмоционально-духовное и эстетически-нравственное развитие;
- активизирует художественно-эстетическое восприятие, образное мышление, фантазию, интуицию;
- совершенствует пространственную ориентацию, ручную и мелкую моторику;
- обогащает эмоционально-чувственный, речевой и когнитивный опыт;
- воспитывает эстетический вкус.
Программа по изобразительному искусству разработана в тесной связи обучения, воспитания, коррекции и развития. В ее основу положены принципы научности, системности, комплексности, наглядности, доступности, вариативности, интегративности, индивидуального подхода, учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, зоны актуального и ближайшего развития школьника, что позволит учителю дифференцировать учебный материал, гибко используя современные инновационные формы и методы работы.
В целом учебная программа представляет собой такой нормативный документ, который конкретизирует для каждого класса определенные Государственным стандартом результаты обучения в соответствии с определенной составляющей образования, раскрывает ее содержание, а также содержит рекомендации по оценке результатов учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса. Программа по изобразительному искусству имеет табличную структуру и состоит из трех колонок.
Первая из них раскрывает содержание начального общего образования, полностью согласованную с Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования.
Вторая освещает государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, адаптированные к требованиям общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Третья колонка представляет собой расписанные согласно Государственному стандарту начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями коррекционно-развивающие линии, которые учитывают речевое, познавательное, личностное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, особенности их сенсомоторики и эмоционально-волевой сферы, а, следовательно, раскрывают направленность коррекционно-развивающей работы.
В программе представлен ряд ознакомительных и углубленных учебных тем с указанием количества часов, отведенных на их изучение. Представленные в программе тематические задачи являются ориентировочными и могут варьироваться в соответствии с контингентом класса, с учетом возраста, особенностей психофизической, в том числе и речевой деятельности, и изобразительных способностей учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)