Гуманное отношение к лицам с особыми потребностями
Гуманизация обучения предполагает формирование гуманных отношений между учителем и учениками. Гуманизм учителя проявляется в любви к детям, к педагогической работе. Гуманные отношения - это реализация личностью в процессе обучения гуманных побуждений, качеств, убеждений. К гуманным качествам личности относятся: доброта, вежливость, доброжелательность, сопереживание, сочувствие, уважение, терпимость. Такие качества личности ученика становятся действенными, если у него сформировано убеждение в необходимости делать другим людям добро.
Ключевыми модулями социальной реабилитации являются:
- мейнстриминг (нормализация) - соотношение с нормой, общепринятая модель поведения, основное направление жизнедеятельности общества;
- интеграция (объединение) - использование социальных ресурсов каждым человеком лично, то есть расширение индивидуальных возможностей, перспектив;
- инклюзия (включение) - включение лица в существующую систему социальных отношений с гарантией всех прав.
Проблема интегрированного обучения и инклюзивного образования требует системного коррекционного воздействия на учеников, которое рассчитано на длительное время и действует на личность в целом, в единстве таких ее компонентов, как познавательные, эмоционально-волевые психические процессы, опыт (знания, умения, навыки), направленность, поведение. Соответственно, учитель согласовывает педагогические воздействия с медицинскими и психологическими; придерживается последовательности и преемственности в коррекционно-воспитательной работе, единого охранно-педагогического режима в школе и семье. Начиная работать с учениками, педагог учитывает индивидуальную структуру дефекта (первичный дефект, вторичные дефекты, дальнейшие осложнения) и сохраненные возможности, то есть изучает опыт ребенка, его речь, направленность, поведение.
В основу современных технологий положен личностно-ориентированный подход, который обусловлен приоритетом личности ребенка, его гармоничного развития в условиях существующей образовательной системы и предполагает трансформацию воспитания в сферу самоутверждения личности.
Личностно-ориентированное воспитание - это воспитание, целью которого является процесс психолого-педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, в жизненном самоопределении.
Итак, в каком бы учебном заведении и по какой бы форме не обучался и воспитывался ребенок с особыми потребностями, происходит воздействие образовательного пространства на личность.
Учебным планом предусмотрена вариативная составляющая, в которую входят следующие предметы: жестовый язык, развитие слухового восприятия и формирования произношения, музыкально-ритмические занятия. Благодаря обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха, проводя ежегодный мониторинг уровня развития речи, можем отметить, что ежегодно ощущается прогресс в речи учащихся.
В школе, классе, где царит постоянное социальное взаимодействие между учениками, учеником и учителем в различных условиях, при разных обстоятельствах, в разных ситуациях, ученики с особыми потребностями чувствуют себя равными. Все это сближает учащихся, производит привязанность друг к другу, осознание индивидуальности каждого, чувство защищенности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)