Теоретические подходы к формированию читательской компетентности подростков с нарушением интеллекта
В современном мировом и отечественном образовательном процессе получение знаний не является главным. Комплекс соответствующих знаний, умений и навыков рассматривается как основа для приобретения необходимых жизненных компетенций. Отсюда, одним из ведущих направлений совершенствования национальной системы специального образования, в том числе и образования умственно отсталых детей, становится компетентностный подход. Определенным образом компетентностный подход в работе с умственно отсталыми учащимися реализуется на уроках литературного чтения. Заложенное в художественных произведениях содержание лучше готовит умственно отсталого подростка-читателя к самостоятельной жизни, обеспечивая становление его как личности, способной успешно социализироваться и адаптироваться в обществе. Чем больше трудный ученик читает, тем отчетливее становится его мнение, тем активнее его умственные силы. Читательская компетентность способствует успешному обучению в школе, в профессионально-технических учебных заведениях после окончания школьного обучения, в условиях инклюзии.
Идея введения компетентностного подхода в образовательном процессе не нова. Однако вопросу становления читательской компетентности умственно отсталых учащихся уделяется недостаточное внимание.
Читательская компетентность - специфическая форма коммуникативно-познавательной деятельности человека, которая формируется и развивается в процессе активной читательской деятельности. Компетентность - качество человека, который обладает всесторонними знаниями в какой-либо области, и мнение которого является весомым, авторитетным. Компетенция - область знания или практики, в которой данное лицо обладает обширными, точными знаниями и опытом практической деятельности.
Среди исследователей единой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция» нет. Часто эти понятия используются как тождественные. Компетентность проявляется только в органическом единстве с ценностями человека, то есть в глубокой личной заинтересованности в определенном виде деятельности.
Читательская компетентность умственно отсталых учеников – это:
- знание (способность перенести разнообразную динамическую информацию в форму собственного действия);
- умение (осознание того, как, каким способом добываются знания);
- деятельность (воспроизведение полученных знаний в процессе интеллектуальной или практической деятельности).
Формирование читательской компетентности базируется на принципах:
- активизация руководства процессом чтения (организация читательской деятельности, внедрение проблемных ситуаций, творческих работ);
- активизация читательской деятельности учащихся;
- опора на единство речи и мышления;
- связь устной и письменной речи;
- ситуативность (применение проблемных речевых ситуаций);
- систематичность процесса формирования читательской деятельности;
- деятельностная направленность процесса чтения.
Оптимизирует формирование читательской компетентности группирование знаний и умений в блоки: содержательный и эмоционально-ценностный.
Составляющими содержательного блока выступают историко-литературные и теоретические знания, постоянная потребность в чтении художественной и научно-познавательной литературы, литературная эрудиция (общая начитанность школьников).
Эмоционально-ценностный блок охватывает способность оценивать художественное явление на основе собственных чувств от прочитанного, что влияет на формирование читательского интереса. Это обеспечивает формирование общей читательской компетентности, которая состоит из следующих компетенций: коммуникативной, информационной, собственно читательской компетенции, рефлексивной.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение основными видами речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование, способность к написанию письменных работ (описание, рассуждение, повествование).
Информационная компетенция направлена на:
- овладение библиотечно-библиографическими умениями, знаниями о книге;
- различные печатные и электронные источники информации;
- способности искать, воспринимать, обрабатывать, хранить, использовать и передавать разнообразную информацию, что является основной задачей уроков классного и внеклассного литературного чтения.
Собственно, читательская компетенция обеспечивает:
- знания по теории литературы (литературная пропедевтика), как основы читательской деятельности ученика;
- знание основных фактов из жизни и творчества писателей;
- знание содержания и проблематики произведений, изучаемых в школе;
- умение работать с художественным текстом - адекватно понимать содержание, вести диалог с автором произведения, самостоятельно оценивать художественное произведение на основе анализа собственных читательских впечатлений, то есть уметь характеризовать идею, тему, проблему, сюжет, систему образов художественного произведения.
Благодаря рефлексивной компетенции осуществляется самоуправление поведением, расширение самосознания, саморегуляция личности, самореализация.
Отсюда модель читательской компетентности, которая рассматривается как сочетание составляющих ее компонентов:
- когнитивного (уровень знаний, умений, навыков, взглядов);
- деятельностного (владение способами деятельности, операциями и приемами);
- рефлексивного (самоанализ полученных результатов);
- мотивационного.
Эти компоненты в процессе читательской деятельности обеспечивают сложившуюся читательскую компетентность.
Когнитивный компонент обеспечивает процессы переработки информации:
- анализ, сравнение, синтез, обобщение, прогнозирование, организация, хранение и восстановление из долговременной памяти;
- понимание информационной основы текста: умение воспроизводить полученную информацию, усваивать положения, которые несут основную смысловую нагрузку, в частности выделение главного, составление плана, постановка вопросов, умение делать обобщения и выводы из прочитанного.
Когнитивный компонент читательской компетентности предполагает:
- наличие достаточного объема теоретических знаний, предварительного читательского опыта, что значительно влияет на способность обрабатывать предлагаемые программой художественные произведения, научно-популярные статьи познавательного характера и биографические сведения об их авторах;
- владение знаниями по литературоведческой пропедевтике;
- осознание индивидуального стиля автора и специфики языка художественного произведения, которое читается;
- наличие знаний по смежным предметам.
Целостность, глубина, системность и достоверность теоретических знаний учащихся обеспечивается системой обобщенных учебных и специальных умений. Учитывая то, что навыки - автоматизированные умения, содержание когнитивного компонента читательской компетентности умственно отсталых подростков заложено в читательских знаниях, на основе которых формируются соответствующие умения. Главное - адекватное восприятие и понимание информации, которую несет в себе текст.
Деятельностный компонент охватывает учебные и специальные читательские умения. Несмотря на это, в содержание предмета «Литературное чтение» для 7-10 классов заложены умения, составляющие читательскую компетентность.
Деятельностный компонент предусматривает:
- применение умений анализировать текст художественного произведения в устной и письменной форме;
- диалогическое взаимодействие ученика-читателя, автора и героев художественного произведения, то есть умений задавать вопросы автору, осознавать и оценивать поступки и действия героев произведений, прогнозировать дальнейшее развитие событий, поступков героев;
- оценивать произведение с эстетической точки зрения.
При определении читательских умений, которыми могут овладеть умственно отсталые подростки, за основу взяты такие типы читательских умений:
- воспроизведение прочитанного (перевод произведения или его частей по данному плану);
- определение основных частей текста и установление временных связей между ними (составление плана прочитанного произведения по представленной иллюстрации, с прямой помощью учителя);
- сопоставление и сравнение прочитанного (установление причинно-следственных связей между изображенными событиями);
- характеристика главных героев (персонажей) произведения;
- развитие творческих способностей учащихся (объяснение идейно-художественного смысла произведения, интерпретация содержания прочитанного, систематизация знаний и убеждений).
Учитывая состояние психофизического развития школьников и его влияние на овладение ими материала по литературному чтению и формирование составляющих читательской компетентности, выделены критерии оценки владения читательскими умениями умственно отсталыми учениками-читателями. За основу взяты следующие показатели:
- Понимание прочитанного (осмысленность).
- Умение воспринимать помощь:
- помощь ученик не воспринимает;
- задачи выполняет со значительной помощью учителя;
- нуждается в помощи в виде образца выполнения задания, наводящих вопросов, инструкции;
- требует контроля собственной деятельности;
- задачи выполняет самостоятельно, без посторонней помощи.
Учтены способы деятельности школьников:
- копирование образца выполнения задания;
- выполнение задания по образцу и инструкции;
- выполнение задания только по инструкции;
- выполнение задания самостоятельно с переносом знаний в новую ситуацию.
Это позволяет определить уровни владения читательскими умениями. Необходимые для овладения читательской компетентности читательские умения формируются постепенно, от низшего уровня к высшему.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)