Особенности развития фонетической стороны речи у детей в процессе онтогенеза
Речевое аппарат младенцев еще не приспособлен для речи, и он приспосабливается для этой психофизиологической работы в течение первых двух лет жизни ребенка.
Выделяют три периода, благодаря которым формируются артикуляционные навыки.
Первый период - период грудного кормления. Благодаря той артикуляционной позиции, которую принимают органы артикуляции в процессе сосания у детей формируется готовность к произношению гласных [а, в, у], губно-губных [п, б, м], губно-зубных [в, ф] и переднеязычных фонем [д ', п', т].
Второй период - период формирования у ребенка умения пить жидкость из чашки. Осуществляется подготовка его артикуляционного аппарата к произношению гласных [е, и, и], заднеязычных фонем [г, л, к], поскольку в этот период они учатся осуществлять глотания, расслабляя и активизируя мышцы корня языка и всего небно-глоточного комплекса, что приводит к их закреплению и формирует умение контролировать, согласовывать деятельность всех органов, входящих в состав этого комплекса.
Третий период - период, когда ребенок начинает есть с ложки. У него формируется готовность к произношению сложных фонем [с, з, ц, дз, ш, ж, ч, дж, и, л, р], поскольку процесс еды с ложки возможен только при достаточном согласовании движений всех мышц языка, что обеспечивает развитие мелкой артикуляционной моторики. Также органы артикуляции укрепляются у ребенка благодаря выполнению им активных движений языком во время исследования нового, говорения с взрослыми, подражания их речи, жевания.
Во время активного произношения отдельных фонем и их комплексов не только осуществляется активная работа мозга, которая анализирует и синтезирует фонемы, а также формируется механизм, позволяющий детям научиться различать фонемы в разных артикуляционных позициях, в разных по объему единицах языка.
У ребенка в первые месяцы жизни развитие звукового состава речи или фонологической составляющей речи происходит под влиянием эмоционального общения с мамой, поэтому если все происходило в норме, ребенок начинает произносить фонемы и характеризует их мелодичной и интонационной окраской, соответствующей речи взрослого. Такие интонационно-мелодические оформления речи меняются, совершенствуются в процессе развития ребенка через подражание сначала голоса матери, а затем членов семьи и других людей. На основе этого у него формируются два по-разному окрашенных комплекса фонем: крик, отражающий его недовольство; крики и гуление, которые отражают состояние эмоционального комфорта, удовольствия (возраст от 0 до 2-3 месяцев).
Постепенно, в связи с развитием познавательной активности ребенка, а, следовательно, с расширением потребностей младенца, в фонологической системе речи появляются новые, более сложные оттенки:
- сначала гуление ребенка (в 2-3 мес.) Характеризуется эмоциональной окраской, но постепенно (в период от 4 до 6 месяцев) в нем появляется вокальное оформление с изменением силы звучания;
- в период от 5-6 мес. и в среднем до 9-10 мес. в речи малыша появляется лепет и псевдослова с восходящим или нисходящим изменением звучания, таким, которое используют окружающие его люди в процессе произношения вопросительных, восклицательных, побудительных или повествовательных предложений и отдельных слов;
- период от 9-10 мес. и до 12-14 мес. характеризуется появлением в детской речи пауз между отдельными аморфными словами;
- в период 12-14 мес. в речи появляется оформленная интонационно и мелодично фраза, которая включает несколько аморфных или полноценных слов. Используют такую фразовую речь дети для обеспечения общения с взрослыми и другими детьми в различных ситуациях.
Процесс развития произношения фонем, слов, фраз, предложений зависит от точности и четкости их восприятия. Процесс развития восприятия речи, в свою очередь, тоже характеризуется конкретной последовательностью и системностью. Сначала дети учатся различать на слух звуки по интенсивности звучания и частотным характеристикам (6-8 мес.), а затем - по обобщенным признакам: сначала в морфемах, затем в грамматически оформленных фразах, предложениях (примерно с 1 г. 8 мес.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)