Проектная деятельность в свете биоэнергопластики
Основным методом формирования артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Правильное произношение звуков, вместе с богатым словарным запасом, хорошо развитой связной речью, является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.
Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном ее виде, но и различные нетрадиционные формы работы.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более интересным и захватывал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика - это взаимодействие руки и речи.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия - это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика - плавные, раскованные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Такая гимнастика помогает длительное время удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога в течение всего занятия.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичные и свободные, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это очень благоприятно влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление у детей звуков с дефектами, так как работает ладонь, которая усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга.
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти руки.
Применение биоэнергопластики способствует достижению положительных результатов за короткие сроки. У детей-логопатов:
- нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;
- стимулируются двигательные функции аппарата артикуляции;
- активизируется речевая функция;
- повышается работоспособность.
На первом-втором занятии дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не привлекается. При этом педагог сопровождает упражнение показом движений кисти одной руки.
На третьем-четвертом занятии у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети - левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение, удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует движение артикуляционного аппарата. Такая гимнастика длится весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.
Рекомендации в проведении биоэнергопластики:
- Для развития и совершенствования чувства ритма в выполнении упражнений взрослым используется счет от 1 до 10, отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном.
- При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, речи и кистей рук.
- Движения кистей рук должны быть раскованными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не была напряжена.
- Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на ведущей руке ребенка нарисовать глаза и рот воображаемого человечка. Данный прием способствует эмоциональному подъему и повышению интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)