Комплексный подход к преодолению заикания
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания следует понимать лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными способами и разными специалистами. Учитель-логопед организует тандем в работе врачей, музыкального руководителя, воспитателей, психологов, родителей, использующих различные методы и средства воздействия на ребенка.
Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия разделяют на две составляющие: оздоровительно-лечебную и коррекционно-воспитательную. К оздоровительно-лечебным мероприятиям относятся:
- создание благоприятных условий для лечения;
- организация необходимого режима, правильного питания;
- лечебные упражнения, логоритмика, процедуры закаливания;
- лечение медицинскими препаратами, психотерапия, физиотерапия.
Для ребенка, страдающего заиканием, в условиях специализированного учреждения необходимо создать спокойное и одновременно жизнерадостное настроение, что будет отвлекать его внимание от своего дефекта. На ребенка положительное влияние оказывает профессионально оборудованное помещение, где проводятся занятия, как с учителем-логопедом, так и с другими специалистами.
В коррекционно-воспитательном процессе педагогам следует строить отношения с детьми с необходимой требовательностью, но без резкости и стремления держать ребенка в слепом подчинении, и тем более, под страхом. Особое значение приобретает образец правильной речи и вообще речевое общение с заикающимися, потому что слово имеет очень значительное влияние на высшую нервную деятельность и играет существенную роль в коррекционной работе с детьми-логопатами.
Медикаментозное лечение нормализует деятельность центральной и вегетативной нервной системы, ослабляет судороги культурно-двигательного аппарата, снимает психогенные наслоения, способствует оздоровлению организма в целом. Поэтому лечение является одним из важнейших компонентов комплексного метода, основой эффективной логопедической работы с заикающимися, способствует профилактике рецидивов заикания.
Учителя-логопеды в своей практике уже достаточно часто используют элементы рациональной психотерапии, которая требует от них умения правильно ориентироваться и использовать некоторые психотерапевтические средства для логопедического воздействия на заикающихся. Различают два основных вида воздействия словом:
- рациональную или разъяснительную психотерапию;
- суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в состоянии бодрствования, самовнушение.
Рациональная психотерапия начинается с изучения заикающегося ребенка. Досконально и тактично собрать у родителей и самого ребенка сведения о прошлой жизни, домашних обстоятельствах, отношении к нему со стороны окружающих, выявлении интересов ребенка, отношении к своему дефекту - все это является первостепенной задачей для учителя-логопеда. Для дошкольников рациональная психотерапия используется в виде различных игр, яркого, нестандартного дидактического материала, труда, ритмики, современных компьютерных технологий.
В комплексном подходе к преодолению заикания логопедическая работа является одним из главных направлений коррекции. Задачей учителя-логопеда является коррекция у заикающегося ребенка навыков правильной речи - нормального темпа, достаточной громкости и выразительности, правильного речевого дыхания. Начинаются занятия с досконального психолого-педагогического изучения логопата, что дает возможность определить форму заикания, состояние речи ребенка. После этого составляется план работы с ребенком, в котором учитываются его психические и речевые возможности. Логопедические занятия проводятся как с группой, подгруппой заикающихся, так и индивидуально. При коррекции заикания должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения детей в различных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в различных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и прочее.
На логопедических занятиях ребенок должен научиться говорить без заикания постоянно. Важная роль в достижении успехов в работе с заикающимися детьми принадлежит их родителям. Во время занятий с ребенком учитель-логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)