Проблема дислалии у детей
Речь детей дошкольного возраста с дислалией обусловливает определенные особенности, а именно:
- отставание в усвоении интеллектуального компонента речевой деятельности, что проявляется, прежде всего, в особенностях усвоения семантики языковых знаков и лексическом и грамматическом уровнях языка;
- в словаре заметно сужение смысловой структуры слова, несформированность различных типов его значений, затрудняющих развитие связной речи, ограничивающих возможности понимания связных текстов, самостоятельного усвоения значения новых слов.
Количество речевых нарушений за последние годы увеличилось, в связи с чем, проблема профилактики речевых дефектов детей носит актуальный характер. В отдельных пособиях по логопедии к группе детей с дислалией относят все случаи нарушений звукопроизношения, обусловленные нарушением строения артикуляционного аппарата, снижением слуха, неправильными условиями воспитания детей в семье и тому подобное.
Основными подходами к изучению дислалии являются: выяснение развития ребенка на ранних этапах онтогенеза: детальное изучение условий воспитания, динамики психического и речевого развития, которое проводится по материалам бесед с родителями, анализ медицинских заключений врачей после обследования ребенка. Эффективность коррекционного воздействия во время преодоления дислалии зависит от умения логопеда всесторонне обследовать речевые и неречевые функции, сенсомоторную сферу, интеллектуальное развитие ребенка. Кроме того, обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности личности и ее социальное окружение.
Учитывая дидактические требования и методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, можно использовать предложенные тексты к упражнениям в различных сочетаниях, вариациях, включать их в артикуляционные комплексы. Соответствующая подготовка речевого аппарата станет фундаментом для успешной выработки правильного звукопроизношения у детей. Рекомендуется также использовать знакомые детям картинки-символы с изображением конкретных предметов, ассоциирующихся с определенными движениями, положением органов артикуляционного аппарата. Такими картинками-символами очень удобно пользоваться как во время ознакомления с упражнениями, так и при закреплении конкретных артикуляционных навыков в различных игровых ситуациях.
Картинки-символы служат зрительной опорой, их показ сопровождается комментариями-подсказками. Детям очень нравится, когда они подаются в стихотворной форме. Закрепление упражнений можно провести в игре «Угадай, что делать».
Благоприятный эмоциональный фон для развития артикуляционной моторики создается с помощью предлагаемых композиций, в которых используются различные упражнения - как статические, так и динамические. Подбираются они в зависимости от цели коррекционной работы, индивидуальных особенностей детей-логопатов. Учитывая дидактические требования и методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, можно использовать предложенные тексты к упражнениям в разных сочетаниях, вариациях, включать их в артикуляционные комплексы. Соответствующая подготовка речевого аппарата станет фундаментом для успешной выработки правильного звукопроизношения у детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)