Формирование готовности будущих социальных педагогов к реализации инклюзии средствами гуманизации учебного процесса
Под инклюзивным образованием понимают более широкий процесс интеграции - это право свободно выбирать учебное заведение, это возможность всем детям участвовать во всех программах, выполняя главный принцип инклюзии: «Равные возможности для каждого». Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства, и предполагает обучение ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательного учреждения с обязательным профессиональным психолого-педагогическим сопровождением.
Под гуманистическим образованием понимают процесс построения педагогического процесса на принципах гуманизма, как определяющего принципа общечеловеческой морали, который включает:
- признание права всех участников педагогического процесса (учителя и ученика) быть самим собой, что предполагает взаимное понимание интересов, запросов, взаимное доверие;
- признание права всех участников педагогического процесса на свой путь самосовершенствования и творчества в процессе сотрудничества в учебно-воспитательной деятельности;
- создание обществом условий для радостной творческой жизни всем участникам педагогического процесса.
Пути гуманизации образования:
- формирование отношений сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса;
- воспитание у участников педагогического процесса морально-эмоциональной культуры взаимоотношений;
- формирование у учащихся эмоционально-ценностного опыта понимания человека;
- создание материально-технических условий для нормального функционирования педагогического процесса, который воспитывает гуманную личность - искреннюю, человечную, доброжелательную, милосердную, с развитым чувством собственного достоинства, уважения достоинства другого человека.
Поэтому инклюзивную компетентность можно рассматривать как совокупность субъективных качеств личности, опирающихся на комплекс компетенций, которые определяют возможность эффективной профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях инклюзивного образования.
Инклюзивная готовность должна основываться на компетентностном подходе в категориях «компетенций» и «компетентности».
Рассмотрение генезиса понятия «компетенция» предоставляет возможность сформировать собственные взгляды на содержание и ключевые характеристики формирования компетентности социальных педагогов в инклюзивном образовании, анализировать критерии, показатели и уровни формирования готовности будущих социальных педагогов к реализации инклюзии средствами гуманизациии учебного процесса.
Итак, определить уровни сформированности социальных педагогов к реализации инклюзии средствами гуманизации учебного процесса предлагается через следующие критерии:
Когнитивные критерии характеризуются владением общедоступными и психолого-педагогическими знаниями, свойством педагогически мыслить в условиях инклюзивного обучения.
Ценностно-мотивационные критерии характеризуют степень мотивационных побуждений, присущих цели и задаче инклюзивного обучения, создают условия, способствующие развитию нравственных ценностей личности.
Рефлексивные критерии характеризуются свойством рефлексии в познавательной и профессиональной деятельности в условиях подготовки осуществления инклюзивного обучения, осуществляют анализ педагогической деятельности инклюзивной среды.
Оценивающие критерии: самооценка своей профессиональной подготовки и соответствие процессу решения профессиональных задач в процессе инклюзивного обучения, отработанные в квазипрофессиональной деятельности и в результате педагогической практики.
На основе выделенных критериев и показателей можно сформировать уровни готовности будущих социальных педагогов в профессиональной деятельности в инклюзивной среде:
- Низкий (элементарный, интуитивный):
- набор академических, профессиональных и социально-личностных компетенций минимальный, фрагментарный;
- отсутствует результативность профессиональной компетентности;
- не готовы определить качественную готовность учебных возможностей ребенка и адаптировать их к условиям учебного процесса;
- принципы и ценности инклюзивного обучения воспринимаются поверхностно.
- Средний (функциональный, репродуктивный):
- набор академических, профессиональных и социально-личностных компетенций сформирован, но носит ситуативный характер;
- проявляют толерантное отношение к участникам инклюзивного процесса;
- анализируют успехи и неудачи собственной педагогической деятельности, понимают принципы инклюзивного обучения, но не всегда применяют их в своей профессиональной деятельности;
- склонны к сотрудничеству как формы взаимодействия в условиях гуманного инклюзивного образовательного пространства, умеют и могут ситуативно применять личный стиль отношений в развитии отношений со всеми субъектами инклюзивного обучения.
- Высокий (профессиональный):
- набор академических, профессиональных и социально-личностных компетенций сформирован системно, в полном объеме, достигают положительного социального и учебного результата, нацелены на обеспечение эффективной профессиональной деятельности в условиях гуманного инклюзивного учебного пространства;
- мотивированы на реализацию социально-гуманной функции обучения, в профессионально-педагогической деятельности нацелены опираться на принципы гуманного инклюзивного обучения;
- проявляют намерения для реализации инклюзии средствами гуманизации учебного процесса, вводят инклюзивную культуру, поддерживают и развивают инклюзивную практику;
- применяют инновационные педагогические технологии и методики обучения и воспитания в условиях гуманизации учебного процесса;
- привлекают всех участников учебного процесса к активной деятельности, организуют межличностное общение, адекватно используют контрольно-оценочные методы в работе с детьми с особыми потребностями;
- используют в работе с родителями семейно-ориентированный подход с акцентом на личности ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)