Направления развития системы образования лиц с нарушениями слуха в контексте внедрения инклюзивной формы обучения
Модернизация системы образования на современном этапе обусловливает необходимость инновационного развития всех ее звеньев, в том числе и образования лиц с нарушениями слуха. Сейчас модернизация образования признана приоритетом в обществе; определены и приоритетные направления государственной политики относительно перспективного развития этой отрасли; создана новая законодательно-нормативная база, которая определяет ключевые задачи и регулятивные механизмы образования; видоизменились содержание, цель и стратегические направления развития всех звеньев образования, чтобы демократизировать и гуманизировать его в соответствии с мировыми стандартами. В то же время, для разработки эффективных стратегий трансформации важно понимание генезиса системы образования лиц с нарушениями слуха во взаимосвязи с изменениями социально-экономического устройства страны, ценностных ориентаций общества, политики государства в отношении лиц с нарушениями развития.
Новые задачи перед специальными школами для детей с нарушениями слуха обусловлены не только обновлением содержания образования, новыми государственными стандартами и т.п., но и инклюзивными тенденциями. Сегодня ученые придерживаются мнения, что это одно из перспективных направлений в современной специальной педагогике. Для детей с нарушениями слуха интеграция должна рассматриваться в соотношении с дифференциацией, с учетом уровня речевого и психического развития каждого такого ученика, степени снижения слуха, возможностей использования остаточного слуха, коммуникативных и других потребностей ребенка. Внедрение новых подходов и технологий интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательное пространство обусловили тенденцию к увеличению количества таких учеников, которые учатся в интегрированных классах обычных общеобразовательных учреждений и инклюзивных условиях.
Ситуация, которая сейчас сложилась с тенденцией к сокращению контингента учащихся в специальных учебных заведениях, вызывает у педагогов этих школ чувство тревоги. Эти опасения закономерные, но неоправданные, ведь количество детей с нарушениями слуха в популяции детского населения не уменьшается, поэтому опыт и практические умения сурдопедагогов будут востребованы и в дальнейшем. Однако формат предоставления профессиональной помощи детям с нарушениями слуха, режим ее обеспечения в определенной степени будут изменяться.
Учитывая это, специальные школы должны трансформироваться таким образом, чтобы стать многофункциональными и выступать ресурсными центрами для общеобразовательных школ и их педагогов, учащихся и родителей. Имея в своем арсенале практический опыт, материальные (специальную технику, аппаратуру, компьютерные программы и т.д.) и кадровые ресурсы, они могут также обеспечивать общеобразовательные учреждения специфическими материалами и методами преподавания; проводить специальные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и речи; штатные психологи специальных школ могут оказывать помощь как ребенку с нарушением слуха, который учится в массовом учреждении, так и педагогам, классу.
В частности, распространенной формой работы во многих странах Запада и Северной Америки является, так называемое, совместное преподавание, своеобразная форма одновременного сотрудничества преподавателя массовой и специальной школы на уроке. Многие страны Центральной и Восточной Европы, уже приняли новые функции учебных заведений, а специальные педагоги - новые роли. Так, например, в Венгрии специальные школы стали «Объединенными специализированными центрами образования», которые одновременно выполняют традиционные функции - учат детей с нарушениями развития, а также и функции ресурсного центра («мобильные» учителя оказывают поддержку и консультации в общеобразовательных школах, детских садах, помогают родителям в программах раннего вмешательства и т.д.).
В Чехии пока можно наблюдать еще одну интересную форму трансформации специальных учебных заведений – это, так называемая, обратная интеграция. Речь идет о том, что все специальные школы имеют официальное разрешение учить детей, не имеющих нарушений развития. Кроме этого, в Чехии специальные школы имеют в своей структуре и специальные образовательные центры для молодежи, специалисты которых обеспечивают диагностику, специальные занятия, психотерапевтические услуги, помогают педагогам при составлении индивидуальных планов и т.д.
Уже сейчас наблюдается расширение рамок функций и спектра образовательных услуг в бывших школах-интернатах для лиц с нарушениями слуха:
- школы-детские сады;
- школы с предоставлением профессионального образования в старших классах;
- школы, которые стали многопрофильными учебно-реабилитационными центрами;
- школы, которые объединяют детей с нарушениями слуха и речи;
- школы с детскими отделениями, практикующие раннее вмешательство и т.д.
Такое разнообразное разветвление будет наблюдаться и далее - специальные школы для лиц с нарушениями слуха будут трансформироваться; будут создаваться школы-комплексы, которые будут охватывать все звенья образования - от программ раннего вмешательства к предоставлению профессионального образования. Это обеспечит устойчивую непрерывность образования и единство подходов в обучении (так, каждое заведение может практиковать отдельный методический подход).
Профессиональное звено образования также должно видоизменяться. Достаточно ограниченный спектр специальностей, которые сейчас могут получить подростки и молодежь с нарушениями слуха, не соответствует динамично меняющемуся настоящему. Именно поэтому, школы для детей этой категории должны находить оптимальные пути перехода учащихся к следующему звену образования:
- объединение школ с профессионально-техническими учреждениями образования и училищами в единые комплексы;
- видоизменение в учебном процессе таким образом, чтобы еще в школьные годы ученики с нарушениями слуха проходили первый курс профессионального образования - это позволит «растянуть» программу профобразования;
- адаптироваться ученикам к новым требованиям следующего звена образования;
- определиться в правильности выбора профессии.
В то же время педагоги специальной школы могут обеспечивать полное сопровождение своих учеников в новом учебном заведении.
Одним из новых вариантов предоставления профессионального образования могут быть профессиональные многопрофильные колледжи - с инклюзивной формой обучения и специальные (для студентов одной или нескольких нозологий). Система сопровождения студентов таких заведений может обеспечиваться как окружной службой сопровождения, так и организовываться непосредственно в колледже, как это практикуется в большинстве стран Запада и в отдельных отечественных высших учебных заведениях.
Таким образом, перспективы развития системы образования лиц с нарушениями слуха связаны с модернизацией ее структуры, стиранием границ между «массовым» и специальным образованием, распространением инклюзивной практики, что одновременно предполагает и сохранение сети уже существующих заведений с предоставлением им новых функций и создание принципиально новых образовательных учреждений различных типов. Кроме этого необходимым и целесообразным представляется:
- осуществление учета всех лиц с нарушениями слуха с рождения и создание соответствующей электронной базы данных (единого реестра) для обеспечения комплексной помощи и сопровождения;
- внедрение раннего скрининга, более раннее выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи ребенку и его семье;
- максимальное сокращение временного разрыва между выявлением нарушения и началом целенаправленного обучения (раннее вмешательство);
- обеспечение непрерывности процесса обучения и возможность его продления в течение жизни;
- прогностическое выстраивание всех возможных путей обучения (образовательных маршрутов), для достижения ребенком максимальных результатов;
- возможность выбора родителями образовательного маршрута для своего ребенка и его изменения на каждом из этапов обучения, образовательных учреждений, которые используют различные подходы, методы, методики в своей практической деятельности;
- обязательное привлечение родителей к образовательному процессу с самого рождения ребенка, подготовка их к этому соответствующими специалистами;
- предоставление уже существующим учебным заведениям новых функций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)