Подготовка ассистента педагога к работе в условиях инклюзии: психолого-педагогические аспекты
Социальная адаптация и самораскрытие личности с особыми образовательными потребностями всегда была предметом внимания со стороны общества. Хотя на законодательном уровне определены приоритеты предоставления и получения образовательных услуг для таких детей, однако они сталкиваются со многими трудностями. С одной стороны, их одноклассники могут сочувственно относиться, помогать, понимать, а с другой - демонстрировать недоверие, избегать, игнорировать их просьбы и т.д. В такой ситуации сложнее учителю и ассистенту учителя, которые должны слаженно сотрудничать, чтобы ученики даже не почувствовали определенный дискомфорт, который может появиться. Так, подрастающая личность, которая учится в инклюзивном классе, имеет возможность проявлять способности, стремления, раскрывать потенциалы, то есть представить собственное «Я» различными формами. Однако проявление себя как полноценного ученика зависит от профессионального уровня ассистента.
Современные реалии инклюзивного образования побуждают совершать тщательную подготовку ассистентов педагогов, которые конструктивно могли реализовывать собственные компетенции и помогать детям получать образование.
Осуществляя теоретический анализ зарубежного опыта (США) относительно инклюзивного обучения учащихся можно утверждать, что помощник учителя должен обладать многими компетенциями, однако он не всегда имеет психологическое образование, а только может пройти курсы подготовки. Именно с такой зарубежной точки зрения, ассистент учителя должен привлекать учащихся к учебной деятельности; мотивировать и поощрять их к участию в игре и учебной деятельности; помогать ученикам в решении межличностных конфликтов; способствовать самостоятельности воспитанника, применяя стратегии помощи в процессе решения определенных проблем.
Кроме этого, в подготовке ассистентов, которые будут работать с детьми с особыми образовательными потребностями, должны быть развиты и такие компетенции:
- оказание помощи учителям, работающим в инклюзивном классе, в подготовке учебного материала;
- налаживание контакта с учащимися;
- управление поведением учащихся, проведение наблюдений в соответствии с требованиями учителя в классе;
- моделирование надлежащих и эффективных вербальных, невербальных, межличностных коммуникационных навыков;
- моделирование организационных навыков и подотчетности как парапрофессионалов, которые работают в школе;
- содействие учебной деятельности под руководством учителя;
- соблюдение основных правил и процедур, принятых в учебном заведении.
Анализ отечественной психологической литературы и рассуждения учителей общеобразовательных школ дают основания утверждать, что дети с особыми образовательными потребностями ожидают квалифицированной поддержки и помощи со стороны государства и каждой личности, в частности. Современные учителя высказываются относительно инклюзивного обучения достаточно осторожно и неоднозначно: одна категория учителей с родителями и их детьми одобряют «особого» ребенка в классе, а другая - наоборот осуждают его проявления поведения и общения. Данный вопрос зависит от образовательного, культурного и воспитательного уровня самих родителей, учителей и их помощников, которые должны быть положительно настроены ко всем детям, несмотря на их «особые» проблемы.
Подготовка кадров ассистентов по вопросам специальных потребностей должна осуществляться благодаря соблюдению ими определенных позиций (требований):
- наличие позитивного мышления у ассистента (мысли, намерения, эмоции);
- иметь приподнятое оптимистичное настроение;
- иметь высокие моральные качества (отзывчивость, справедливость, милосердие);
- уровень стрессоустойчивости, что предполагает умение ассистента педагога достойно противостоять сложным стрессовым ситуациям, которые могут случиться на уроке, перемене и тому подобное;
- учитывать потребности, стремления, интересы, предпочтения «особого» ребенка;
- учитывать его тип темперамента с его личностными трудностями;
- умение ассистента создавать ситуацию «успеха» на уроке;
- умение налаживать эмоционально-коммуникативную связь с ребенком;
- умело использовать слова одобрения, поддержки, ободрения, поощрения и т.д.;
- проявлять эмпатийное отношение к ученикам и другим;
- рефлексивное видение ассистентом своих преимуществ и недостатков профессиональной деятельности;
- иметь высокие коммуникативные навыки (вербальные, невербальные);
- психологическая готовность помощника учителя работать в команде или тандеме с учителями, родителями, другими специалистами;
- активное участие ассистента в тренинговых занятиях по самовозрастанию, самообразованию, самосовершенствованию, умение преодолевать трудности профессионального и личностного плана.
Наряду с этим, в инклюзивных классах, в первую очередь, стоит обращать внимание на развитие сильных качеств и талантов детей, а не их проблемы. Именно взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию воспитанников с ограниченными возможностями. Ученики с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения «особым» ученикам и тем самым мотивируют их к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений. Таким образом, такое взаимодействие между учащимися с особыми образовательными потребностями и другими детьми в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений; воспитанники учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к межличностным различиям, становятся более эмпатийными, понимающими, готовыми к взаимопомощи.
Инклюзивное обучение детей положительно влияет и на семью. В том смысле, что семьи детей с особыми образовательными потребностями могут получить поддержку со стороны других родителей, они лучше понимают своих детей, как они развиваются, что является для них типичным-атипичным, активно участвуют в учебно-воспитательном процессе. Вместе с тем, учителя инклюзивных классов начинают более глубоко понимать индивидуальные различия и особенности детей, а также, более эффективно сотрудничают с родителями и другими специалистами (социальными работниками, логопедами, реабилитологами и др.)
Ученикам с особыми образовательными потребностями инклюзивное образование:
- позволяет улучшить учебные результаты, достижения;
- обеспечивает соответствующие их возрастной категории ролевые модели в личности сверстников;
- создает возможности для обучения в среде;
- помогает формировать коммуникативные, социальные, академические компетенции;
- обеспечивает равный, свободный доступ к обучению;
- позволяет повысить уровень самооценки, самоуважения, самоценности;
- расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений и т.д.
Личность ученика с особыми образовательными потребностями побуждает других учеников пересмотреть собственное «Я», свои ценности, личностное отношение к сверстникам, то есть измениться к лучшему, увидеть в себе и в других только положительные качества и начать учиться более продуктивно, преодолевая при этом определенные трудности. В то же время и личность взрослого, в частности ассистент учителя, также создавая свободную атмосферу, самореализовывается и помогает раскрыться «особым» детям. Именно комфортная среда поощряет и стимулирует детей к совместной работе, достижению успехов, умений «побеждать», творчески работать на уроке.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)