Подготовка будущих учителей математики к проектированию учебной деятельности старшеклассников в условиях инклюзии
Цель - раскрыть теоретический аспект проблемы дидактической подготовки будущих учителей математики к проектированию учебной деятельности старшеклассников в условиях инклюзии.
Педагогическое моделирование выступает основой для дидактического проектирования. Под педагогической моделью понимается искусственно созданный мыслительный образ, который сохраняет инвариантность структуры объекта исследования, отражает и воспроизводит свойства, взаимосвязи и отношения компонентов объекта. Модель обучения определяется как педагогическая техника, система методов и организационных форм, направленных на исследование реального процесса обучения старшеклассников. Модели делятся на семиотические, когда предполагается работа со знаково-семиотической информацией, ее переработкой, составлением схем, таблиц, и имитационные, содержащие аналитические материалы о соответствии реальной дидактической ситуации образовательным требованиям и условиям по их достижения.
Проектирование выступает важным инструментом для разработки педагогических проектов, которые обеспечили бы непрерывность усвоения математики учениками в условиях инклюзии. Проектирование предусматривает существование отдельных моделей-претендентов в организации обучения старшеклассников математике, составление которых зависит от концептов математического образования.
Основная цель проектирования заключается в создании проектирования программы с четко определенными предписаниями, ориентированными на подготовку учащихся с особыми потребностями к изучению математики.
Дидактический концепт проектирования направлен на развитие познавательной активности и математического мышления участников учебного процесса. Проектная область содержит компоненты:
- содержательный, описывающий согласованность, соотнесенность и перераспределение содержания математического образования;
- операционный, который учитывает требования стандартов математического образования.
Инструментальная основа проектирования предусматривает системную реализацию методического подхода по принципам обучения. Умение использовать на практике метод проектов является показателем высокой квалификации педагога, его инновационного мышления, ориентации на личностное развитие ребенка в учебно-воспитательном процессе. Полученные в процессе реализации проекта знания не только приобретают особую прочность и осознание, но и ассоциативно связаны с получением удовольствия, что становится толчком к новому поиску.
Высшей ценностью учебной деятельности является инициатива, поисковая активность, самостоятельное открытие средств и способов решения задач. Поэтому педагогу необходимо поддерживать и взращивать поисковую активность, с помощью которой можно сформировать у учащихся умение учиться самостоятельно.
Педагогическое проектирование содержит три этапа, на каждом из которых рассматриваются и решаются различные задачи.
Первый - теоретический, предусматривает изучение, обоснование и разработку моделей с использованием схем, знаковых моделей.
Второй - поисково-исследовательский, предусматривает апробацию моделей-проектов в экспериментальном пространстве, анализ результатов педагогического эксперимента, внесение изменений в проект перехода, которые отражаются в конкретных рекомендациях.
Третий - практический, ориентирован на адаптацию доработанной модели проекта к практике, составление дидактических программ образовательно-педагогической деятельности.
Проектирование содержательного компонента учебной деятельности старшеклассников осуществлено на системе заданий, предполагающих формирование мотивационной сферы и активизацию познавательной деятельности учащихся. К системе задач выдвинуты требования:
- интегрированности (развитие целостных представлений об основных математических понятиях, определенных программой);
- соответствия цели (учет заключительных результатов обучения старшеклассников математике);
- перспективности (планирование процесса обучения математике учащихся с учетом требований смежных этапов).
Составление дидактического проекта по обучению учащихся математике начинается с составления образца-проекта (теоретический аспект) и до его применения для формирования математического мышления с определенными характеристиками (практический аспект).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)