О работе с «малоспособными» и «слабоумными» учениками
Некоторые специалисты считали, что дети этой категории находятся на грани умственной отсталости, а отдельные психологи называли их детьми с временной задержкой развития и рекомендовали обучать их в специальных заведениях.
Учить и воспитывать детей с психофизическими нарушениями надо в обычной школе: полноценная среда, которая постоянно интеллектуально обогащается, - одно из важнейших условий их спасения. Прежде всего - это обеспечение равных по сравнению с другими воспитанниками возможностей и условий, во избежание любых проявлений дискриминации, обучение вместе со всеми в обычных классах. К таким детям проявлялся особый подход.
Малоспособные ученики - это не просто дети со слабой памятью. У них подавленное, застывшее, «окостеневшее» мышление. Однако «тренировать» память, заставляя детей заучивать, а затем воспроизводить заученное нельзя. Это пагубно для ребенка: его нервная система и весь организм истощаются, а память становится только хуже - нарушается гармония памяти и других элементов «большой системы процессов, происходящих в мозгу».
К важнейшим принципам обучения таких детей относятся:
- обеспечение одновременного напряжения мысли и памяти;
- недопущение того, чтобы отстающий ученик отступал от поставленной цели;
- обеспечение яркой интеллектуальной и эмоциональной жизни каждого такого ребенка;
- насыщенность процесса обучения и воспитания малоспособных детей эстетическим богатством родного языка и книг;
- наличие посильного творческого физического труда.
Воспитание отстающих, неуспевающих, «неспособных», «бездарных» - это пробный камень педагогики, ее мастерства искусства, человечности. Главное в обучении таких детей - избегать заучивания ими учебного материала и стремиться к тому, чтобы они постепенно становились сообразительнее и умнее. Опрашивать и выставлять оценки таким ученикам нужно только тогда, когда у них есть определенные знания.
Причины отставания в умственном развитии детей:
- отсутствие полноценного материнского воспитания в первые 2-3 года жизни ребенка;
- алкоголизм родителей как один из губительных факторов для ребенка с отклонениями в развитии;
- перенесенные в раннем детстве болезни;
- усиления течения болезни;
- нездоровые, конфликтные взаимоотношения в семье;
- чрезвычайная бедность интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)