Гуманизация в учебно-воспитательном процессе детей с особыми образовательными потребностями
Проблема организации учебно-воспитательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в современном образовательном пространстве сейчас стоит на повестке дня.
Гуманизм - отношение к человеку как к высшей ценности, защита прав личности на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей. Соответственно, построение современного образовательного пространства осуществляется через гуманизацию учебно-воспитательного процесса - его очеловечивания, обеспечения со стороны тех, кто воспитывает, любви и внимания к детям, осуществления учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, уважения их достоинства, пола, потребностей, желаний, интересов и тому подобное.
Воспитательные приемы должны быть индивидуальными в зависимости от каждого конкретного случая, метод компенсации и приспособления также. За таким ребенком может быть сохранена общая сумма его социальных ценностей таким образом, что влияние его недостатка может быть сведено к минимуму.
Задача социального воспитания заключается не в том, когда ребенок с физическими недостатками, в силу своего увечья, был вычеркнут из жизни, и социальная функция его сводилась исключительно к паразитическому образу жизни за счет сочувствия других. А в том, чтобы с помощью воспитательной компенсации дефекта выйти за пределы примирения, а именно - не приспосабливать воспитание к недостатку, а стать над ним, победить его.
Поведение детей с физическими недостатками организуется таким же образом, как и абсолютно нормальных детей, исключением является то, что отсутствие у них анализаторных органов, связанное с определенным поврежденным органом, заменяется в процессе приобретения опыта другими анализаторными путями.
Привлечение детей с ограниченными возможностями к социальному опыту других детей возможно тогда, когда наиболее приближенными будут системы условных раздражений этих детей к общепринятым социальным системам общения.
В педагогической литературе воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, организации условий для его духовного роста, обеспечения адаптации воспитанников к окружающей действительности и их социализации, а обучение - это усвоение ребенком знаний, приобретение им умений и навыков.
В современном учебно-воспитательном процессе взаимодействие взрослого и ребенка базируется на педагогике сотрудничества:
- исходить из интересов ребенка;
- учитывать перспективы его развития;
- обеспечить ребенку положительные эмоции;
- создать соответствующее эффективное жизненное пространство.
Формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями осуществляется как целенаправленный образовательный процесс, который составляет целостную систему связанных компонентов: диагностического, организационно-прогностического, организационного, информационно-объяснительного, коммуникативно-стимулирующего, аналитико-оценочного и исследовательски-творческого.
Важным условием является осознание педагогом своих знаний на каждом конкретном этапе работы, готовность и умение строить субъектные отношения. Гуманистические подходы к воспитанию детей с особыми образовательными потребностями ориентируют педагогов и родителей на отслеживание процесса реализации личностного потенциала каждого отдельного ребенка, в частности:
- адаптация к новым условиям жизни (стремление сориентироваться в новых условиях жизни);
- социализация;
- групповое взаимодействие (активное участие в игровой, трудовой и учебной деятельности);
- отношение к авторитету (ценностное отношение других детей к себе, определение своего статуса в коллективе);
- понимание чужой точки зрения (оказание помощи в решении общих вопросов);
- регуляция совместной деятельности (владеет конструктивными действиями, регулирующими совместную деятельность);
- решение спорных вопросов (демонстрация собственного примера);
- развитое общение (умение и желание общаться).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)