Кинетический рисунок школы как возможный метод анализа социальных связей
Для раскрытия социальных связей в школьных коллективах наряду с социометрическими исследованиями можно использовать и проективный рисуночный тест - кинетический рисунок школы. Этот метод хорошо встраивается в процесс инклюзивного обучения, ведь педагог может получить такие сведения об учениках, которые трудно обнаружить с помощью других методов.
Цель данного исследования - представить увлекательный, отличный и полезный для педагога проективный рисуночный тест. Уникальность кинетического рисуночного теста заключается в описании образов, изображенных на рисунке, в действии, о чем в соответствии с инструкцией психолог просит лицо, выполняющее тест. Результаты диагностики могут предоставить информацию о роли и месте личности в коллективе.
Система кинетического рисуночного теста основывается на интеграции кинетического рисунка семьи и новейшего кинетического рисунка школы. При совместном применении кинетического рисунка семьи и кинетического рисунка школы и сравнении двух рисунков открывается возможность найти связи между семейными и школьными проблемами ребенка, выявить такие проблемы в школе, корни которых кроются в семейных конфликтах (это утверждение действует в обратном виде).
Интерпретация кинетического рисунка школы
Предлагается осуществлять психологическую интерпретацию и оценку кинетического рисунка школы на основе системного подхода. Важно, чтобы анализ сделанных рисунков учитывал особенности этапов развития навыков рисования конкретной возрастной группы, а также надо принимать во внимание вербальную и невербальную реакцию ребенка во время прохождения рисуночного теста (поведение во время теста). Существенным моментом можно считать то, каким путем эксперты еще до момента анализа теста стремились познать смысл рисунка и соответствующее объяснение перспективы ребенка. Для подтверждения или - в случае необходимости – опровержения гипотезы они проводили собеседование с детьми, учителями и родителями.
Кинетический рисунок школы - это техника, пригодная, прежде всего, для исследования социальных связей детей и подростков. Эта методика является исходным моментом для определения точек наблюдения по отношению детей к ровесникам и старше. Интерпретации способствует и то, что, согласно данным анализа, нормальный ребенок легко приспосабливается к среде, обозначает на упорядоченном рисунке педагога, себя и преимущественно двух друзей, в школе, в классе, в ходе типичной школьной деятельности, на оптимальном расстоянии среди теплого, веселого, настроения.
Преимуществом системного подхода является то, что интерпретировать кинетический рисунок школы можно без перечисления словарных значений. Анализ конфигурации с точки зрения системного подхода считает системой понимание рассматриваемого лица как целости, а подсистемами, которые получают значение исключительно в этой системе - считает рисунки. Составляющими системы являются анамнестические, рисунки и поведенческие факторы, которые идентифицированы в ходе психологической интерпретации. Для этого лицо, проводящее анализ, шаг за шагом применяет методы анализа контекста, актуального генезиса, феноменологического анализа, интуитивного анализа, глобального анализа и т.д. В ходе работы создается конфигурация для того, чтобы совместить в индивидуальную целостность раскрытые компоненты.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)