Подготовка будущего учителя музыки в конструировании уроков в условиях инклюзии
Реформирование системы образования и ее интеграция в европейское образовательное пространство требуют концептуального переосмысления педагогической подготовки будущего учителя музыки в условиях инклюзии. Истинной целью обучения сегодня должно стать усвоение знаний, формирование конструктивных умений, навыков, и как результат - развитие педагога с высоким уровнем творческого потенциала, который может работать в условиях инклюзии.
Переход от традиционной (субъектно-объектной) к инновационной (личностно-ориентированной) парадигме обучения выдвигает принципиально новые требования к учителю художественных дисциплин, поскольку только его творческая личность и конструктивный подход к жизни, компетентность способны привести к обновлению современной общеобразовательной школы. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в современной науке накоплены уже многочисленные по объему работы, посвященные проблеме подготовки учителя. Учеными подробно исследованы теоретико-методологические основы подготовки учителя музыки.
Сущность технологии для инклюзивного образования детей с особыми потребностями предусматривает использование конструкций уроков на основании модульной технологии обучения.
То есть конструирование содержания урока музыкального искусства может принимать оптимальный вариант, когда отдельные части и элементы по-новому взаимодействуют. Если такой поиск не удовлетворяет учителя, он создает свой особый вариант. Предложенный подход определяет широкий круг исследований конструирования содержания образования, связанных с «дидактической эвристикой».
Традиционно содержание образования в виде учебного материала предоставляется ученику с целью усвоения, в эвристическом обучении - с целью создания учеником с особыми потребностями личностного содержания образования в виде личностных продуктов творчества. Задача учителя - оказать помощь каждому ученику с особыми потребностями в построении индивидуальной траектории образования, которая соотносится с общепринятыми достижениями человечества и направлена на их приращение.
Исследуя модуль как категорию дидактики, выделяют некоторый ее инвариант:
- модуль - это относительно самостоятельная, автономно стойкая единица содержания образования, учебного материала;
- модуль - группа составляющих, которые выполняют специфические функции и объединены в единое целое.
Среди признаков модуля определяют: целостность, элементный состав, иерархичность, взаимодействие с внешней средой. Под элементами понимают минимальный структурный компонент модуля, который имеет разделение в его пределах, обладает функциональной и структурной специфичностью, а также функциональной интегративностью. То есть, элемент - это такой компонент модуля, который способен на относительно самостоятельное осуществление определенной функции.
Итак, понятно, почему понятие «модуль» может характеризовать содержательные компоненты процесса «обучения». С позиции системного подхода, модуль, кроме специфического, отражает то особое, что присуще обучению, которое реализуется в определенной дидактической технологии.
Дидактическая (обучающая) основа модуля предусматривает диагностику и проектирование целей, содержания музыкально-образовательной деятельности, выбор методов и принципов музыкального обучения. Творческим признаком модуля является самореализация учащихся во время участия в педагогических проектах, предложенных учителем.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)