Советы по организации и проведению занятий с детьми страдающих синдромом Дауна
Работайте с мячом соответствующего размера и веса. Сначала вам следует взять легкий мяч диаметром 25-40 см, пляжный или резиновый.
Если в данный момент это ему не интересно, попробуйте вернуться к игре в мяч в другое время. Малыш сам покажет вам, когда захочет поиграть в «мяч». Если он увидит, как играет его брат или сестра, у него тоже может появиться желание позаниматься этим. Если он действительно охотнее делает это в определенной ногой, позвольте ему бить именно ею. Он узнает, что у него есть доминирующая нога, точно так же, как доминирующая рука.
Давайте ребенку словесные, зрительные и тактильные подсказки. Для того, чтобы обозначить действие, которое ребенок должен выполнить, и сказать ему, что нужно сделать ногой, пользуйтесь словесной подсказкой. Говорите: «Бей!», «Бросай!», «Лови!». Вам следует произносить одно и то же слово всегда, когда вы (или он) проводите соответствующее движение ногой. Команда «Бей!» поможет ребенку сосредоточиться на соответствующем действии - удар ногой по мячу.
Давайте ребенку также зрительные подсказки. Демонстрация соответствующих движений служит для него такого рода зрительной подсказкой. Это можете делать вы, а могут - братья и сестры малыша. Давайте ребенку также тактильные подсказки, чтобы он смог почувствовать движение или действие, которое вы от него добиваетесь.
Езда на трехколесном велосипеде
Езда на трехколесном велосипеде - нелегкое занятие, и заинтересуется им малыш раньше, чем реально сможет справиться с ним. Интерес у него появится тогда, когда он увидит, как катаются на велосипедах его братья и сестры или другие дети. Ему станет интересно, что это за штука, и он захочет испытать его. Однако ребенок не научится ездить на велосипеде до тех пор, пока не будет в состоянии привести его в движение.
Когда малыш проявит интерес к велосипеду, дайте ему попробовать прокатиться. Обычно это происходит в возрасте 2,5-3 лет.
Управлять велосипедом, толкать его вперед и удерживать ноги ребенка на педалях придется вам. Он пока не сможет выполнять такие действия самостоятельно, и в какой-то момент, возможно, это начнет его беспокоить.
Чтобы научить ребенка самостоятельно ездить на велосипеде, можно для начала научить его ездить (отталкиваться ногами и управлять) на игрушечной машинке или лошадке на колесах. Этим можно заниматься еще раньше – в год, в два. Тогда вы сможете по очереди то катать ребенка на трехколесном велосипеде, то предоставлять ему возможность ездить на игрушке с колесиками самостоятельно. Такие упражнения подготовят его к самостоятельной езде на велосипеде.
Обычно дети с синдромом Дауна овладевают умением ездить на трехколесном велосипеде и преодолевать на нем расстояние в 4,5 м в возрасте 4-6 лет, а в среднем - в 5 лет. Для езды на трехколесном велосипеде ребенок должен научиться:
1. Держаться руками за руль и управлять им.
2. Удерживать ноги на педалях.
3. Крутить педали, осуществляя ритмичные движения ногами.
Осваивать умение управлять велосипедом и крутить педали ребенку следует отдельно. Когда он овладеет каждым из них, пусть учится выполнять эти действия одновременно и координировать их. Цель занятий - научиться преодолевать на трехколесном велосипеде расстояние в 4-5 м, управляя рулем и крутя педали. Научившись этому, ребенок овладеет основами езды на велосипеде и затем, продолжая тренироваться, научится ездить на более длинные расстояния и с большей скоростью.
Умение ездить на велосипеде полезно для вашего ребенка во многом. Оно способствует развитию социальных и физических навыков. Ребенок будет с удовольствием играть с другими детьми во дворе. Он почувствует себя «большим» и станет гордиться тем, что может ездить на своем велосипеде вместе с соседскими детьми.
Шаги, из которых состоит процесс освоения умения ездить на трехколесном велосипеде:
1. Залезать на игрушку с колесиками или трехколесный велосипед и слезать с него.
2. Отталкиваясь ногами и управляя рулем, «ехать» вперед на игрушке с колесиками.
3. Ехать на трехколесном велосипеде, когда помогают удерживать ноги на педалях и рулить.
4. Рулить и нажимать на педали трехколесного велосипеда, съезжая вниз по наклонной поверхности.
5. Проезжать на трехколесном велосипеде расстояние в 4-5 м по горизонтальной поверхности, управляя рулем и нажимая на педали. Сначала нужно стремиться к тому, чтобы ребенок получил опыт самостоятельного «вождения» игрушки на колесиках. Когда его ноги начнут доставать до педалей, можно переходить к обучению езде на трехколесном велосипеде с поддержкой. Ребенок сам проявит интерес к освоению умения управлять и крутить педали.
Улучшатся физические навыки ребенка, потому что, сидя на велосипеде, он осуществляет различными частями тела, такие новые для него движения:
1. Нажимая на педали, он вынужден держать колени поднятыми, не позволяя им безвольно разваливаться в разные стороны. Колени и стопы ребенка должны «смотреть» вперед, а не в стороны.
2. Ребенок сгибает и разгибает каждую ногу в тазобедренном и коленном суставах отдельным, независимым движением. Чтобы не сбиваться с ритма, каждая нога должна быть достаточно сильной.
3. Косточки ребенка двигаются вверх-вниз, а ступня толкает педали.
4. Пользуясь обеими половинами тела, а не полагаясь только на одну, доминирующую половину, ребенок развивает силу и координацию движений.
5. Он учится координировать движения и пользоваться руками, ногами и туловищем одновременно, управляя рулем и работая педалями.
Умение забираться на игрушку с колесиками или велосипед и слезать с него
Вам нужно научить ребенка забираться на игрушку с колесиками или велосипед и слезать с него. Если вы с самого начала научили его этому, он потом сделает это сам, не рассчитывая на то, что вы посадите его или снимите. Научится ребенок этому быстро, ведь ему хочется не зависеть от вас в этом вопросе и самостоятельно решать, кататься ему или нет.
Когда ребенок учится забираться на игрушку или велосипед и слезать с него, вам придется держать эти средства передвижения, чтобы они не скользили и не ехали, пока он это делает.
Для того, чтобы успешно подняться на игрушку или велосипед, ему важно принять правильное положение. Ребенок должен встать рядом с сиденьем, лицом к рулю, затем обеими руками ухватиться за руль и занести за сидение ногу, которая находится ближе к корпусу игрушки. Возможно, ребенок согнет эту ногу в тазобедренном и коленном суставах, чтобы поднять ее перед собой. Если ему будет нужна ваша помощь, помогите ему поднять ногу и перенести ее через сиденье. Когда его ноги уже будут по разные стороны сиденья, он сможет сесть.
Для того чтобы слезть с игрушки или велосипеда, ему надо встать, ухватиться за руль, поднять и перенести через сиденье ту ногу, которую он выберет.
Потренировавшись, ваш ребенок научится все это проделывать самостоятельно. От вас потребуется только придерживать игрушку, чтобы она не двигалась. Позже он научится забираться на велосипед и слезать с него самостоятельно, но как скоро это произойдет, зависит от того, насколько легко велосипед движется по поверхности, на которой он стоит.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)