Формирование навыков крупной моторики у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна с помощью физических упражнений
Формирование навыков, которые мы будем рассматривать, происходит обычно в возрасте 3 - 6 лет (когда ребенок научился ходить). Признаками готовности ребенка к работе над ними является умение хорошо ходить дома и уверенность при ходьбе по траве. Когда ваш ребенок научится ходить, вас будут интересовать такие вопросы:
1. Когда мой ребенок при ходьбе будет ставить ножки ближе друг к другу - так, как это делают другие дети?
2. Он уже вроде начинает бегать, но когда он будет бегать по-настоящему и быстро?
3. А как же со ступеньками? Когда ребенок будет самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам, всегда будет брать меня за руку?
4. Когда он будет прыгать?
5. Сможет ли он ездить на велосипеде?
Можно с уверенностью сказать, что ваш ребенок научится все это
делать, нужно только немного терпения и времени.
Базовые умения общей моторики:
1. Ходьба по узкой линии (доске).
2. Умение удерживать равновесие.
3. Ходьба по лестнице.
4. Бег.
5. Прыжки.
6. Игра в мяч.
7. Езда на трехколесном велосипеде.
Вышеперечисленные умения выбраны потому, что они способствуют
развитию таких физических качеств:
1. Развитию мышц туловища и ног, включая мышцы стоп.
2. Развитию способности сохранять равновесие в положении стоя и при ходьбе.
3. Развитию способности стоять и ходить при меньшей площади опоры.
4. Формированию правильного положения стоп.
5. Развитию способности ходить в самых разных условиях: в парке, детском саду - в любых местах, где живет ребенок.
6. Повышению скорости передвижения.
7. Развитию выносливости.
8. Развитию способности играть и общаться с другими детьми, для этого надо уметь бегать, прыгать, кататься на трехколесном велосипеде и бить ногой по мячу.
Использование всех этих умений поможет вашему ребенку развить мышцы живота и ног. Он научится лучше сохранять равновесие, когда ходит по неровной поверхности или бьет ногой по мячу. Он станет подниматься и спускаться по лестнице, прыгать и ходить по доске. Научившись лучше сохранять равновесие, он сможет ходить, используя меньшую площадь опоры. Это, в свою очередь, исправит его походку.
Усвоив более эффективный способ ходьбы, малыш научится бегать, и скорость его передвижения увеличится. Если он продолжит развивать эти навыки, то со временем станет выносливым. У него появятся силы бежать, не останавливаясь, подниматься и спускаться по лестнице, прыгать и кататься на трехколесном велосипеде. Тренировки позволят ему чувствовать себя более независимым в самых разных обстоятельствах, и у него появится возможность играть с братьями и сестрами, а также с соседскими детьми.
Для достижения целей в каждой из новых областей ребенку потребуется больше времени. Первые два-три года малыш усваивал множество новых навыков. Теперь он одновременно будет работать над различными умениями. На освоение некоторых из них у него может уйти несколько лет.
Ходьба по узкой линии (доске)
Когда ваш ребенок будет хорошо ходить по ровной поверхности, можно его учить ходить по узкой линии. Для этого нам нужна доска толщиной 2-3 см, ширина будет составлять 25, 20, 15 и 10 см, а длина около 2 м. Доска должна лежать на полу. Цель занятия - научить ребенка ходить по линии шириной 10 см без поддержки за руку. Предложенные размеры доски изменяют ранее сформированный у ребенка способ ходьбы. На ранних этапах ребенок пользуется большой площадью опоры, что связано с особенностями опорно-двигательного аппарата, при ходьбе выворачивает наружу бедра, поэтому колени и стопы также повернуты наружу, и вес тела «падает» на внутренние стороны ступней.
Упражняясь в ходьбе по доске, ребенок пользуется такими движениями, которые требуют иного положения ног. Здесь его бедра должны двигаться так, чтобы колени были направлены вперед.
Кроме этого, ему нужно ставить ступни ближе друг к другу. При этом площадь опоры становится меньше. И ребенок вынужден учиться сохранять равновесие в более сложных условиях. При другом положении ступней вес тела уже приходится на их внешние стороны, что является правильным физиологическим положением ступней ног при ходьбе.
Для достижения указанной выше цели ребенку нужно будет научиться ходить по все более и более узкой доске (25, 20, 15, 10). Вы будете поддерживать его за руку до тех пор, пока у него не получится правильное движение ног.
Когда он начнет делать успехи, отпустите его руку, чтобы он самостоятельно попробовал сохранять равновесие при меньшей площади опоры.
В конечном итоге, ребенок научится ходить по доске двумя различными способами. Использование того или иного способа зависит от ширины доски. Так, шагая по доске шириной от 15 до 25 см, он ставит одну ногу вместе с другой. Чем доска уже, тем ближе друг к другу ступни.
Для того, чтобы пройти по доске шириной 10 см, или по узкой линии, ребенку нужно ставить одну ступню вперед второй - так, чтобы пятка одной ноги была перед носком другой. По мере уменьшения ширины доски задача усложняется, и ребенок пытается изобрести свой собственный путь. Например, он может встать боком, пройти по всей доске. Он пробует ставить одну ногу на доску, а вторую - на пол. Вам нужно помочь ему научиться двигаться вперед и ставить на доску две ноги.
Использование доски толщиной 2-3 см, хорошо тем, что в таких условиях ребенку легче учиться следить за дорожкой, по которой он идет, не выходить за ее границы.
Шаги, из которых состоит процесс усвоения ходьбы по узкой линии (доске).
Для того, чтобы научиться ходить по доске, ребенку нужно:
1. Понять, что нужно наступать на доску, не заходя за ее границы.
2. Внимательно смотреть под ноги, чтобы ступни были на доске все время, пока он идет по доске.
3. Шагать так, чтобы ступни были близко друг к другу, сохраняя при этом равновесие.
Ходьба по доске шириной 25 сантиметров
К ходьбе по такой доске, ваш ребенок приспособится достаточно быстро. Если же вы практикуетесь на доске толщиной, скажем, 15 или больше сантиметров, то ребенок побоится упасть. Лучше всего положить доску на пол. Тогда малыш будет видеть ее пределы, и высота не испугает его.
Занятия научат ребенка ходить по поверхности ограниченной плоскости. Вы приучаете его смотреть под ноги, на доску, и при ходьбе не выходить за ее границы. Вы будете держать его руку, чтобы он мог освоиться с доской. Кроме того, вы научите ребенка вставать на доску и сходить с нее. Когда он будет готов пройти по доске самостоятельно, побудите его сделать это.
Пытаясь уйти самостоятельно, ребенок внимательно следит за тем, куда поставить ногу. Сначала он будет ставить ноги на таком расстоянии друг от друга, что только впишется в пределы 25-сантиметровой доски. Попрактиковавшись, он сумеет держать их ближе друг к другу - так, что внешние границы его стоп будут находиться от краев доски на 2,5-5 см, а расстояние между внутренними границами составит 8-15 см.
Когда ваш ребенок усвоит ходьбу по доске и будет чувствовать себя вполне спокойно, он поймет, как ставить ноги, чтобы они находились в пределах границ доски. Ему уже не нужно будет смотреть на них.
Ходьба по доске шириной 20-15 см
Когда ваш ребенок поймет, что значит идти по доске, усложняйте его задачи, предложив пройти по доске шириной 20 см, а затем - 15 см. Чтобы приспособиться к более тесным границам, ему понадобится поддержка за руку. Ребенку нужно научиться таким движениям ног, которые позволят ему, не останавливаясь, проходить всю дистанцию по более узкой поверхности. Когда он научится этому, вы можете отпустить его руку.
Когда ребенок двигается по доске самостоятельно, его способность сохранять равновесие настолько хорошо развивается, что после этих упражнений он в состоянии ходить, ставя ноги очень близко одна к другой. На доске шириной 20 см расстояние между внутренними границами его стоп будет составлять примерно 5-7,5 см.
На доске шириной 15 см - это расстояние будет 2,5-5 см. По мере его продвижения от одного конца доски к другому, внутренние стороны его стоп могут даже прикасаться. После того, как ребенок научится самостоятельно ходить по доске шириной 15 см, он может начать упражняться на десятисантиметровой доске.
Ходьба по доске шириной 10 сантиметров
Для ходьбы по десятисантиметровой доске ваш ребенок должен, прежде всего, освоить новый способ перемещения ног. Он не сможет больше пользоваться старым способом, который предусматривал, что ступни ставятся рядом, потому что теперь они так просто не поместятся на доске. Ребенку нужно научиться ставить одну ступню впереди другой так, чтобы пятка этой ноги оказывалась перед носком второй. Для подготовки к самостоятельному использованию этого способа ему нужна поддержка за руку и длительный период тренировок.
Для того, чтобы суметь самостоятельно пройти по десятисантиметровой доске и линии 4 см, ребенку необходимо:
1. Наклониться над правой стопой и самостоятельно удержать равновесие.
2. Поднять левую ногу и поставить ее впереди правой.
3. Удержать равновесие при таком положении ног.
4. Наклониться над левой стопой и самостоятельно удержать равновесие.
5. Поднять правую ногу и поставить ее впереди левой.
6. Удержать равновесие при таком положении ног; повторять шаги 1-6 до тех пор, пока ребенок не дойдет до конца доски (линии).
Это упражнение - испытание для его способности сохранять равновесие и удерживать внимание на данном виде деятельности до конца. Перейти придется медленно, контролируя все свои движения. Ребенку нужно сконцентрировать свое внимание и следить за каждым шагом. Если он будет отвлекаться, то потеряет равновесие. Если у него пропадет мотивация к этому занятию, он просто сойдет с доски. Вам придется внимательно отнестись к выбору времени для тренировок. Для усвоения этого навыка ребенку нужно много практиковаться, а вам - не забывать о создании мотивации.
Ходьба по дорожке со следами
С помощью следов можно обеспечить обзорность в исполнении упражнений, поэтому изделие может использоваться на занятиях с детьми в возрасте 2-3 года.
Самостоятельно сделать следы очень легко это может быть материал с картона или другого материала, лучший размер - это размер ноги вашего ребенка, который создаст их правдоподобие и удобство при ходьбе.
Использование следов способствует развитию внимания, координации движений и учит ребенка преодолевать определенное расстояние, не заходя за пределы.
Дети могут самостоятельно осуществлять контроль точности выполнения движений, тем самым достигается наибольший положительный эффект от занятия.
Дорожка может быть прямой или извилистой (для детей 5 - 6 лет).
Методика выполнения упражнения:
• разложите в ряд следы;
• поиграйте с ребенком в игру: «Мы пойдем в лес на поляну. тропинка идет через болото. Надо идти след в след, чтобы не провалиться. Смотри как ...»;
• в первый раз вы демонстрируете, как надо идти по тропинке. Затем ребенок с вашей поддержкой проходит по тропинке;
• после прохождения дорожки можно спросить у ребенка – «Ты в болото не провалился? Молодец! » (Хвалить надо обязательно, ведь детям 3-4 лет еще достаточно сложно попасть на след и некоторые промахи вполне допустимые).
• по следам нужно ходить с опорой на полную стопу.
• расстояние между следами должно соответствовать средней длине шага ребенка данной возрастной группы
Оптимальная длина шага
Возраст
Средняя длина шага при обычной ходьбе
3-4 года
18-23 см
5-6 лет
27-32 см
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)