Реализация профессиональной компетенции
Реализация профессиональной компетенции специалиста службы занятости в сфере предоставления социальных услуг инвалидам требует соответствующих социальных установок, таких как:
• профессиональная идентичность - осознание своей профессиональной принадлежности, принятие профессиональных ценностей, норм и обязанностей через процесс профессиональной социализации;
• профессиональная этика - усвоение этических норм профессии, их осознание и неукоснительное соблюдение в отношениях с коллегами, а также с инвалидами как пользователями услуг службы занятости, с представителями соответствующих учреждений, организаций, социальных служб и общественных объединений и тому подобное;
• профессиональная конкурентоспособность и научно-практическое совершенствование - приобретение профессионального практического опыта, постоянное повышение профессиональной квалификации, умение и стремление к овладению новыми знаниями, научно-практическим мышлением, критичностью в работе, поддержка профессиональных знаний, умений и навыков на уровне современных требований.
Спецификой деятельности специалиста службы занятости, который предоставляет социальные услуги инвалидам, является столкновение с целым рядом проблем, которые требуют активного вмешательства и не относятся непосредственно к выполнению должностных обязанностей, а именно:
• необходимость участвовать в поддержке социального функционирования инвалидов, а также их ближайшего социального окружения, в целях решения задач предупреждения и снятия стресса, привлечения и использования дополнительных ресурсов содействия процессу профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;
• участие во внедрении программ, необходимых для обеспечения удовлетворения потребности инвалидов в профессиональной самореализации, а также в формировании социальной политики в этом направлении;
• содействие внедрению направлений и программ, направленных на социальную и экономическую поддержку инвалидов, их профессиональной и трудовой реабилитации, обеспечение права свободного доступа к получению профессионального образования.
Такая деятельность требует постоянного развития и проверки соответствующих профессиональных знаний, осознания специалистом службы занятости этической стороны своей работы и воплощения на практике соответствующих этических принципов. Для обеспечения эффективности предоставления социальных услуг инвалидам специалист службы занятости должен обладать знаниями об особенностях поведения, потребностей и функциональных возможностей инвалидов и уметь применять эти знания на практике, устанавливая связь между предоставлением услуг и подходом к оценке их реальных результатов.
Требования к специалистам, которые работают с инвалидами, достаточно высоки, требуя:
• высокой степени соответствия между ценностями, знаниями и навыками;
• готовности к самоотверженному восприятию страданий людей с ограниченными возможностями;
• способности помогать им в ситуациях личных и социальных неудач;
• умение конструктивно решать производственно-учебные, коммуникативные, социальные проблемы;
• быть готовым к риску;
• мобилизовать весь свой творческий потенциал, четко представлять цель своей работы, понимать, в чем заключается ее результативность.
Работа с инвалидами требует желания общения с ними, отношения к ним не как к «источнику проблем», а как к обычным людям, что базируется не только на соблюдении требований этикета, но и предусматривает интеллектуальное и эмоциональное участие и внимание к нуждам инвалидов. Необходимо умение выслушать, учитывая самооценку инвалидов, мотивацию, интересы, положительные личностные качества. В сфере предоставления социальных услуг инвалидам нужны специалисты, способные отказаться от предубеждений, от распространенного разделения людей на тех, кто заслуживает поддержки и тех, кто ее не заслуживает.
Отбор специалистов, способных по своим профессиональным и личностным качествам работать в сфере предоставления социальных услуг инвалидам, должен базироваться на таких критериях, как:
• достаточная подготовка не только по производственной специальности, но и в области поведенческих и социальных наук, имеет непосредственное отношение к развитию навыков социального воздействия;
• наличие заинтересованности, сформированного интереса, мотивации и психологической готовности к работе с инвалидами, наличие соответствующего предыдущего опыта;
• наличие рекомендаций с места учебы или предыдущего места работы, на основе которых можно оценить потенциальную способность специалиста работать с инвалидами.
По мере того, как общество и государство начинают способствовать процессу интеграции инвалидов в социум, потребность в квалифицированных кадрах, готовых непосредственно заниматься предоставлением социальных услуг инвалидам, все более возрастает. Для обеспечения уровня их компетентности:
• должна быть задействована система повышения квалификации кадров;
• созданы и официально утверждены соответствующие учебные программы;
• разработаны комплексные стандарты с описанием конкретных знаний и навыков, необходимых тем, кто работает в сфере предоставления социальных услуг инвалидам;
• обеспечена соответствующая нормативно-правовая база и решена экономическая сторона вопроса.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)