Предоставление качественных социальных услуг с учетом особенностей клиентов относящихся к социально-уязвимым
Предоставление качественных социальных услуг с учетом особенностей клиентов, относящихся к социально-уязвимым на рынке труда категориям населения, является актуальной задачей Государственной службы занятости. Мероприятия, направленные на профилактику безработицы, рациональное трудоустройство, сокращение срока укомплектования вакансий могут быть достаточно эффективными лишь при условии, что все усилия специалистов центров занятости будут направлены на непосредственную работу с аппликантами и работодателями, с учетом их особенностей и специфических потребностей. В частности, это касается клиентов с инвалидностью, которые нуждаются в подборе подходящей работы на основе задач профессионально-трудовой реабилитации. Важной составляющей услуг Государственной службы занятости по трудоустройству в этом контексте является профессиональная ориентация как действенное средство содействия активизации лиц с инвалидностью как субъектов рынка труда. При этом динамические изменения, происходящие во всех сферах современной жизни - экономической, политической, социальной, технологической и т.д. - требуют новых, усовершенствованных и адекватных подходов и методик по оказанию профориентационных услуг незанятому населению вообще и инвалидам в частности. Предоставление комплекса профориентационных услуг инвалидам направлено на избрание вида деятельности, места работы, режима труда.
Для решения задач гармонизации занятости, человеческого развития необходимо, чтобы лица наемного труда, в том числе имеющие инвалидность, овладевали профессии (специальности), которые не только соответствовали бы их способностям, но и прежде всего, были востребованы на рынке труда. То есть, необходимо, чтобы обеспечивался баланс «треугольника профессионального выбора» - «Хочу» - «Могу» - «Нужно», что определяет успешность человека на рынке труда. Итак, перед специалистом центра занятости, который предоставляет профориентационные услуги, стоит сложная задача - определить параметры этих составляющих и согласовать их между собой.
Предлагается создать соответствующие условия для осуществления такой профориентационной работы в рамках массового мероприятия по типу квеста. Технологический алгоритм данной игры заключается в сочетании треугольника профессионального выбора «Хочу» - «Могу» - «Нужно» с другим профориентационным треугольником, который состоит из профессиональной информации, профессиональной консультации и направления на профессиональное обучение.
Описание массового профориентационного мероприятия «Треугольник профессионального выбора»:
1) Участники мероприятия:
• специалисты центра занятости;
• работодатели;
• представители учебных заведений;
• представители общественных организаций (женщин, инвалидов и т.п.);
• представители - сотрудники и волонтеры - социальных служб (по делам семьи и молодежи, по работе с инвалидами и т.д.);
• представители благотворительных фондов, Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, Фонд социальной защиты инвалидов, Пенсионного фонда и тому подобное;
• представители правозащитных организаций и профсоюзов;
• безработные - представители категорий населения, наименее защищенных на рынке труда;
2) Цель мероприятия: повышение адаптации к условиям реального рынка труда наиболее социально уязвимых категорий безработных, в том числе инвалидов, содействие их трудоустройству.
3) Задача мероприятия: активная поддержка безработных, наименее защищенных на рынке труда.
4) Формат мероприятия: массовое профориентационное мероприятие по типу «квест».
5) Информационное и материально-техническое обеспечение мероприятия: комплекс психодиагностических методик, тематические видеоролики и мультимедийная система для их просмотра, оборудование рабочих мест и орудия труда для проведения профессиональных мастер-классов, раздаточные материалы и рекламная продукция (предприятий, учебных заведений, социальных служб, Государственной службы занятости, правозащитных организаций и т.п.), транспортное обеспечение, информационная и медиа-поддержка.
6) Содержательное наполнение (идея) мероприятия - заключается в обеспечении согласования между составляющими треугольника «Хочу-Могу-Нужно» как залога повышения адаптации на рынке труда и успешного трудоустройства благодаря комплексной триаде необходимых мер - профориентационных (профессиональной информации и профессиональной консультации) и профессионального обучения.
7) Технология проведения: алгоритм мероприятия включает три личностно-социальные блоки - «Хочу», «Могу», «Нужно», и также три базовые станции - «Профинформация», «Профконсультация», «Профобучение».
На базовой станции «Профинформация» безработный, имеющий определенные желания относительно профессиональной самореализации («Хочу»), согласовывает свои интересы с потребностями рынка труда («Нужно») путем подбора подходящей профессии и вакансии из имеющегося актуального перечня.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)