Теоретико-методические основы подбора подходящей работы для лиц с инвалидностью
Одной из основных задач центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, и его территориальных органов является содействие гражданам в подборе подходящей работы. Привлечение инвалидов к получению услуг по трудоустройству, отношение к ним как к активным субъектам рынка труда, составляют существенный трудовой ресурс, стало возможным благодаря созданию соответствующей нормативно-правовой базы. Постепенно накопился определенный опыт, продолжает совершенствоваться обслуживание инвалидов в центрах занятости, постоянно происходит поиск инновационных подходов, повышения эффективности и качества услуг по трудоустройству.
В современных экономических условиях для решения задач гармонизации человеческого развития необходимо, чтобы лица наемного труда имели профессии (специальности), которые не только соответствовали бы их способностям и другим качествам, но и прежде всего были востребованными на рынке труда, что требует согласования между составляющими триады «Могу», «Хочу», «Нужно». Впрочем, в отношении лиц с инвалидностью эта триада отличается определенной спецификой, характеризуя наличие ограничений возможностей и взаимосвязанных с ними особых потребностей инвалидов как субъектов рынка труда.
Составляющая «Хочу» определяется внутренним мировоззрением человека и характеризует представления о трудовой деятельности, желаемых видов и характера труда, профессии, специальности. Если работа, профессия человека не соответствуют его желанию, между ними возникнет противоречие, конфликт в результате превышения составляющей «Хочу» над «Нужно» и «Могу». Внешним проявлением этого станет рост текучести кадров и снижение производительности труда из-за неудовлетворенности работников своим трудом, сокращение возможности развития личности, «психологические барьеры» на пути повышения профессионального мастерства. В большинстве на составляющую «Хочу» влияют такие факторы, как семейные традиции, общественное мнение о важности тех или иных профессий, возможная зарплата, представление о престижности профессии. И эта составляющая триады является относительно независимой от «нужно» и достаточно самостоятельной по отношению к «Могу». Для лиц с инвалидностью она неразрывно связана с психологической структурой личности, прежде всего ее самооценкой. При недостаточности самооценки, неуверенности в собственных силах, пассивной социальной позиции человек вообще не хочет получать профессию, привыкая находиться на иждивении родителей, опекунов или социальных служб. С другой стороны - стремление получить умения и навыки именно из тех профессий, которые противопоказаны из-за имеющихся проблемы со здоровьем. В одних случаях это может быть путем к профессиональному успеху, всеобщего признания (как в параолимпийском спорте) и даже выздоровлению. Однако в других - при недостаточной критичности лица - представлять опасность и даже реальную угрозу жизни не только инвалида, но и окружающих (например, когда человек с психоневрологическими заболеваниями, нарушениями координации, слуха или зрения пытается сесть за руль и т.п.). В любом случае оптимизация составляющей «Хочу» для лиц с инвалидностью является необходимым требованием их успешного трудоустройства, и может быть достигнута в процессе предоставления профориентационных услуг. Одной из задач профориентации является предоставление лицу помощи по выяснению своих возможностей, способностей, склонностей, что позволяет сбалансировать составляющие «Хочу» и «Могу» безработных инвалидов. Составляющая «Могу» определяется как генетическими качествами человека, так и качествами, приобретенными в течение трудовой жизни. Итак, на нее необходимо и можно влиять, расширяя и совершенствуя способности, профессиональные качества человека путем его профессионального обучения и приобретения большего профессионального опыта. Однако для лиц с инвалидностью здесь вырисовывается еще одна проблема. Существует достаточно разветвленная и хорошо организованная система специальных учебных заведений для лиц с инвалидностью - как школьных, так и профессиональных. В центрах профессиональной реабилитации инвалиды имеют возможность получить профессию, актуальную на рынке труда и соответствующую их способностям и склонностям, однако не все желают воспользоваться такой возможностью из-за того, что работодатели не очень благосклонно относятся к заявителям с дипломами «специальных заведений». Одним из путей решения этой проблемы могла бы стать стажировка на рабочем месте, что может обеспечить как взаимосвязь между профессиональной и трудовой реабилитацией, так и способствовать преодолению психологических барьеров в качестве безработных инвалидов по изменению образа жизни, так и работодателей относительно восприятия инвалидов наравне с другими работниками.
Третья составляющая определенной триады - «Нужно» - характеризует общественные потребности в тех или иных видах труда, профессиях и специальностях. В рыночных условиях приоритетной составляющей является «Нужно», а формула профессионального выбора лица приобретает следующий вид: «Нужно» - «Могу» - «Хочу». Здесь можно наблюдать определенный парадокс, когда инвалиды на рынке труда при создании соответствующих условий имеют большую потенциальную способность восполнить пробелы именно в актуальных рабочих профессиях, однако, существующие в обществе стереотипы не позволяют работодателям разглядеть в этой категории претендентов на вакансии именно тех работников, которые им нужны
Исследования выявили недостаточное обеспечение центров занятости современным инструментарием, что затрудняет подбор безработным инвалидам подходящей работы. Итак, актуальной задачей стала разработка такого инструментария, причем при определении реабилитационного трудового потенциала акцент делается не на возможностях, которые определяют имеющиеся противопоказания к тем или иным видам и условиям профессиональной деятельности, а на том, какие из профессий наиболее подходящие для тех или иных нарушений здоровья. Такой подход к профориентации инвалидов является залогом обеспечения реабилитационного содержания процесса трудоустройства, когда развитие сохранных функций организма позволяет постепенно компенсировать имеющиеся недостатки и даже в перспективе способствовать восстановлению утраченных функций, улучшению здоровья, что и является основной целью комплексного реабилитационного процесса, одной из составляющих которого является профессионально-трудовая реабилитация.
Наши исследования показывают, что деятельность государственной службы занятости по предоставлению безработным инвалидам адекватных профориентационных услуг, профессионального обучения актуальным профессиям, психологическая поддержка, сотрудничество с работодателями действительно повышают их конкурентоспособность на рынке труда, увеличивая шансы на трудоустройство в десятки раз.
Эффективность интеграции лиц с инвалидностью в общество посредством приобретения ними первой или новой профессии зависит также от того, соответствует ли эта профессия потребностям современного рынка труда, перспективам развития экономики. Предоставление профориентационных услуг безработным инвалидам в государственной службе занятости позволяет определить меры, направленные на скорейшее устройство человека с инвалидностью на подходящую работу с достойной оплатой труда, способствуя возвращению к полноценной трудовой и общественной жизни.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)