Современные подходы к реабилитации инвалидов
Современные подходы к реабилитации инвалидов направлены на улучшение состояния здоровья пациентов, регресс клинических проявлений заболевания, повышение функциональных показателей, максимальное приближение качества жизни инвалида до уровня здорового человека.
Исследования показали, что внедрение профессионально-ориентированного обучения как элемента качественно новой системы медико-социальной реабилитации, увеличивает шансы лиц с ограниченными возможностями начать самостоятельную жизнь, получить профессию, трудоустроиться, значительно уменьшая шансы остаться на иждивении родителей или учреждений социальной защиты. Это свидетельствует о необходимости внедрения профессионально-ориентированного обучения как элемента качественно новой системы медико-социальной реабилитации инвалидов.
Для обеспечения конкурентоспособности лиц с инвалидностью на открытом рынке труда в сложных экономических условиях, необходимо обеспечить соответствующий уровень их профессиональной квалификации. Концепция обучения в течение жизни, которая необходима и должна быть доступной для всех, охватывает все уровни образования и подчеркивает необходимость обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Система медико-социальной реабилитации должна быть основана на комплексном, целостном, многоступенчатом подходе, когда ранняя диагностика заболевания уже содержит в себе прогностический компонент. Определение сохранившихся или способных к восстановлению физических и психических функций позволяет не только строить эффективную лечебно-реабилитационную тактику, но и проводить мероприятия вторичной и третичной профилактики, направленные как на предотвращение обострений заболевания, так и на повышение адаптационных возможностей личности. Ориентация на конструктивную созидательную деятельность, получение профессии является залогом дальнейшей успешной социализации и профессиональной самореализации личности.
В стажировке как разновидности повышения квалификации нуждаются инвалиды, которые уже имеют профессиональное образование, опыт работы по специальности, но из-за проблем со здоровьем длительное время не работали и потому нуждаются в восстановлении практических профессиональных навыков. В основном возрастной диапазон таких клиентов службы занятости находится в пределах 25-45 лет. Это люди с практически сформированным собственным представлением об окружающем мире, нередко негативным опытом предвзятого отношения к ним со стороны других людей, что повлияло на выработку специфического, нередко с негативной окраской, стереотипа общения, различных комплексов в отношении общения с другими людьми, строения собственного тела, своих физических и умственных способностей. Они гиперчувствительные и уязвимы к внешним воздействиям. То, что для здорового человека незначительное и второстепенное, для инвалида может быть значительным и даже решающим фактором, который определяет его настроение, поведение и дальнейшее действие. Правильный отбор безработных из числа инвалидов для прохождения стажировки является важным фактором, влияющим на эффективность этого вида профессионального обучения.
При прохождении стажировки на рабочем месте безработными, которые имеют инвалидность, отделом активной поддержки безработных в сотрудничестве с руководителем стажировки со стороны предприятия важно способствовать организации психологического сопровождения процесса стажировки. Задачей психологического сопровождения является решение руководителем стажировки проблем адаптации инвалида на рабочем месте и в трудовом коллективе, обеспечение преемственности и действенности профессиональной и трудовой реабилитации.
Важное значение для создания положительного психологического восприятия инвалидом производственной среды имеет его эргономичное приспособление для особых потребностей инвалидов. Создание специального рабочего места должно сочетаться с организацией удобного для пребывания лиц с ограниченными физическими, сенсорными, психическими возможностями пространственной среды, обеспечением необходимых санитарно-гигиенических условий, созданием доброжелательного психологического климата в производственном коллективе. Психологическая поддержка в процессе стажировки помогает инвалидам преодолеть коммуникативные барьеры, напряженность, скованность, неуверенность в собственных силах, поддержать психологическую настроенность инвалида на овладение профессиональными знаниями и навыками, повысить мотивацию профессиональной самореализации.
Организация специалистами отдела активной поддержки безработных по профессиональной ориентации встреч безработных инвалидов с работодателями, руководителями стажировки, членами производственного коллектива до начала стажировки является важной ступенью к адаптации инвалида в производственной среде, что облегчает первое знакомство, установление контакта.
Проведение индивидуальных и групповых психологических тренингов с участием инвалида, который проходит стажировку, членов производственного коллектива, специалиста отдела активной поддержки безработных и руководителя стажировки со стороны предприятия позволяет наладить и поддержать взаимное общение, создать доверительную атмосферу, настраивает на дружеские отношения, взаимопонимание и взаимопомощь в коллективе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)