Обеспеченность права инвалидов на достойную работу
Современные социально-экономические трансформации обусловливают зачисление лиц с ограниченными возможностями к категории трудоспособного населения, что создает условия для реализации их права на достойную работу. Однако, уровень неработающих среди людей с инвалидностью трудоспособного возраста стабильно превышает 60%, в то время как фактический уровень безработицы среди других категорий граждан меньше 10%. Почти исчерпана возможность существенного увеличения трудоустройства людей с инвалидностью путем активизации выполнения предприятиями норматива трудоустройства инвалидов.
В частности, это больные с психоневрологическими нарушениями, которые среди детей занимают третье место в структуре первичной инвалидности, а среди взрослых инвалидов составляют около 16%. Без внимания остаются потенциально работоспособные люди с аутизмом, поведенческими, эмоциональными, расстройствами и тому подобное. Несмотря на то, что у них сохранился интеллектуальный потенциал, они имеют коммуникативные проблемы, трудно адаптируются к новым условиям, однако для них отсутствуют адекватные и своевременные психотерапевтические, реабилитационные подходы, профилактические мероприятия, специализированные учебно-реабилитационные учреждения, соответствующие учебные программы. Деятельность сети реабилитационных центров профессионального обучения направлена преимущественно на инвалидов с соматическими заболеваниями, которые не имеют проблем с самообслуживанием и общением. Итак, практически не обеспечивается реализация права лиц с нарушениями психического здоровья на получение профессионального образования. В течение школьного возраста у них не формируются должным образом трудовые навыки, мотивация к труду. Адаптация к условиям профессионального обучения становится дополнительным эмоциональным стрессом, который может проявляться в изменении поведения и нарушении эмоционального состояния. Таким образом, психиатрическая инвалидность у молодых людей становится препятствием для получения образования, приобретения профессиональных навыков и опыта при прохождении специальной подготовки. Поэтому надо выяснить потребности такого инвалида в видах поддержки, которые необходимы, чтобы продолжить обучение в случае его прекращения по болезни, определить прогноз относительно дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства в каждом конкретном случае. Лица, страдающие психоневрологическими заболеваниями, могут иметь нарушения познавательной сферы, внимания, памяти, мышления. Нередко эти отклонения сочетаются с поведенческими проблемами, недостатками коммуникативной сферы, что не только затрудняет усвоение учебной программы, но и препятствует социализации личности. Лица с нарушениями психического здоровья, даже при сохраненном интеллектуальном потенциале, нередко оказываются несостоятельными для принятия ответственных решений, совершения самостоятельных поступков, проявляют инфантилизм по планированию своей жизни. Поэтому формирование мотивационной готовности к получению профессии является залогом успешной интеграции таких лиц в общество.
Недостатком общих опросников является невозможность учета специфических симптомов и изменений в качестве жизни, присущих отдельным заболеваниям. В таких случаях, а также для оценки влияния лечения на качество жизни, используют специфические опросники, содержащие вопросы, соответствующие особенностям определенного заболевания или группы заболеваний, или оценивают какую-то одну категорию качества жизни. Специфические опросники более понятны для испытуемых, они короче, но более надежны.
Для повышения достоверности результатов используют общие и специфические опросники одновременно. При этом иногда могут применяться даже несколько специфических опросников. Такой комплексный подход считается объективным, но требует больших затрат времени пациента и исследователя, поэтому всегда существует возможность того, что уставший респондент может оказывать неадекватные ответы. В связи с этим допускается применение общего опросника с самостоятельным добавлением отдельных пунктов, которые необходимы для исследуемой группы.
Полные формы опросников позволяют детально выяснить все аспекты качества жизни, с максимальной оценкой всех ее компонентов и динамики показателей качества жизни в каждом индивидуальном случае. Однако увеличение объема опросника за счет большого количества вопросов требует терпения и внимания как от пациента при заполнении, так и от исследователя при обработке полученных результатов. Сокращенные формы являются производными от полных. К их преимуществам относятся существенное сокращение времени заполнения и, как правило, более легкое восприятие и понимание пациентами. Такие формы часто используются в больших эпидемиологических исследованиях, где проводится обобщающая оценка параметров качества жизни без индивидуального подхода.
По техническому построению и способу подсчета результатов различают индексы (позволяют отобразить состояние качества жизни в числовом эквиваленте), шкалы (каждая отдельная составляющая качества жизни оценивается преимущественно с помощью визуальной аналогии) и профили (оценка каждого компонента качества жизни проводится отдельно, применяется дифференцированный подход ко всем параметрам, в итоге получаются несколько числовых характеристик).
Технологически оценка качества жизни отличается по способу получения информации. Опросники могут заполняться или путем интервью при непосредственном контакте с пациентом или по телефону, или путем самостоятельного ответа пациента после получения инструкций. В последнее время в оценке качества жизни все большую популярность приобретают интернет-технологии. Поиск респондентов через интернет, заполнение анкет на специализированных сайтах, отправка и получение опросников по электронной почте приобретают все большую популярность, несмотря на определенные недостатки и ограничения.
Ответы на вопросы опросника по качеству жизни может давать не только пациент. В отдельных случаях применяется опрос врача, родственников или опекунов. Дело в том, что пациент, его родственники и врач могут по-разному оценивать уровень качества жизни, и сравнение их ответов позволяет оценить проблему с разных сторон, комплексно и более объективно. Иногда указанный способ получения информации допускается в ситуации, когда больной не способен по определенным причинам ответить самостоятельно.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)