Проблемы в сфере доступности общественных мест для инвалидов
После ратификации Конвенции о правах людей с инвалидностью, государством были предприняты определенные шаги по внесению изменений в законодательно-нормативные акты, существующие стандарты по обеспечению транспортной доступности и услуг для лиц с инвалидностью в этой сфере. К сожалению, на уровне исполнительной власти эти внесенные изменения остались только декларацией. Железнодорожный транспорт, городской транспорт, метрополитен остаются недоступными. Нежелание должностных лиц понять проблему приводит к тому, что люди с инвалидностью и в дальнейшем дискриминируются в получении услуг в сфере транспорта. Худшая ситуация складывается с междугородным автотранспортом. Нет ни одного автобуса междугороднего назначения с устройством для подъема в салон транспортного средства пассажира с инвалидностью, использующего инвалидную коляску. Не лучше ситуация с доступностью железнодорожного транспорта. Новые стандарты, которые разрабатываются, не учитывают всех аспектов пассажиров с инвалидностью. Должностные лица и в дальнейшем принимают решения в вопросах транспортной доступности, которые не приводят к ликвидации барьеров, и только усугубляют неэффективное использование финансовых ресурсов.
После ратификации Конвенции о правах людей с инвалидностью не был проведен мониторинг и оценка относительно существующих программ доступной среды, транспорта, обеспечения информационной доступности.
Вопросам информационной доступности для людей разных нозологий информации не уделяется должное внимание. Государство не контролирует вопрос обеспечения частным сектором информационной доступности.
Непредоставление качественных медицинских услуг, недостаточное финансирование сферы здравоохранения, а также несвоевременное обеспечение санаторно-курортным лечением приводит к многочисленным нарушениям в реализации права на жизнь, представляет угрозу для жизни людей с инвалидностью. Например, большинство людей с инвалидностью, которые находятся в домах-интернатах системы Министерства социальной политики, не имеют доступа к качественным медицинским и реабилитационным услугам, которые необходимы для их «выживания».
Обеспечение права на жизнь требует пристального внимания, если это касается детей с инвалидностью. Когда семья узнает о том, что ребенок имеет врожденные нарушения, она всегда находится на распутье - что делать дальше? И часто вместо проведения бесед, объяснения особенностей воспитания и ухода за детьми с инвалидностью, слов психологической и моральной поддержки в таких ситуациях от медперсонала можно услышать: «Оставляйте ребенка, отказывайтесь, зачем вам это бремя?» и другие. Это заведомо ставит под угрозу выживание ребенка с инвалидностью, поскольку институциональный уход никогда не заменит материнского и отцовского внимания.
Доступ к информации тесно связан с реализацией права на жизнь. Поскольку людям с инвалидностью, например, незрячим и неслышащим, не предоставляется важная информация в доступных форматах, можно утверждать, что они чувствуют ущемление в реализации этого права. Например, практически отсутствует информация о:
- доступных форматах безопасности в сооружениях общественного назначения;
- безопасности при чрезвычайных ситуациях;
- предоставлении медицинских услуг на государственных веб-ресурсах.
Государством ведется недостаточная информационно-просветительская работа по формированию толерантного отношения общества к лицам с инвалидностью. Это приводит к тому, что в обществе все еще превалирует мнение относительно «неценности» лиц с инвалидностью для общества, непонимание смысла их жизни и желание оградить себя и членов своей семьи от этих «неблагополучных» людей, которые имеют физические или ментальные недостатки.
При формировании политики защиты и безопасности в ситуациях риска, чрезвычайных техногенных, гуманитарных ситуациях не учитываются вопросы людей с инвалидностью.
Равенство перед законом
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что прослеживается ненадлежащая законодательная защита для людей, которые считаются недееспособными.
Государством не приняты меры согласно Конвенции о правах людей с инвалидностью, в которой говорится, что люди с инвалидностью имеют правоспособность наравне с другими во всех аспектах жизни. Государство соблюдает взятые на себя обязательства по поддержке людей с инвалидностью в пользовании их правоспособностью.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает отсутствие координации между различными органами исполнительной власти, государственными структурами, которые занимаются вопросами оказания услуг для людей с психическими и умственными нарушениями.
Интернатные учреждения для людей с психическими и умственными нарушениями остаются «закрытыми» для общественности. Как положительные шаги государства, Экспертный Совет общественных организаций отмечает:
- увеличение размера государственного пособия по уходу за лицами, имеющими психические и интеллектуальные нарушения;
- создана Рабочая группа по вопросам совершенствования нормативно-правовых актов по деятельности интернатных учреждений системы Министерства социальной политики, в которую вошли представители общественных организаций. Этим же приказом регламентировано создание горячей телефонной линии в интернатных учреждениях для оперативного реагирования на проблемы. К сожалению, официальная информация о деятельности этой «горячей телефонной линии» отсутствует на сайте Министерства социальной политики, как и о результатах работы Наблюдательных советов.
Доступ к правосудию
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что люди с инвалидностью сталкиваются с теми же проблемами пенитенциарной системы, что и другие граждане, но при этом их проблемы удваиваются из-за «инвалидности»:
- отсутствие механизма подачи жалоб на действия администрации учреждения;
- исполнение наказаний и отсутствие надлежащего механизма, позволяющего заключенным защищать свои права, когда они нарушаются;
- низкий уровень медицинских услуг;
- ненадлежащие условия содержания в тюрьмах;
- отсутствие общественного контроля условий содержания. Заключенные с инвалидностью годами не могут получить технические, медицинские и гигиенические средства, что приводит к нечеловеческим условиям пребывания в этих учреждениях. Вместе с этим государство предпринимает шаги, чтобы продемонстрировать изменения в оказании медицинской помощи заключенным с инвалидностью.
К сожалению, люди с инвалидностью не имеют равного с другими гражданами доступа к правосудию. В частности, архитектурная недоступность зданий, в которых расположены суды и помещение, где проходят слушания дела не дает возможности попасть в них людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
При разработке новых нормативно-правовых актов законодатель не уделяет достаточного внимания специфической проблеме осуществления лицами с инвалидностью своих процессуальных прав (исполнения процессуальных обязанностей). Так, новый Уголовный процессуальный кодекс фактически скопировал положения ранее действующего. В сфере регулирования адвокатской деятельности в Законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» опять же не учтены специфические аспекты участия лиц с инвалидностью в судебном процессе.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает необходимость совершенствования существующей системы правовой помощи для людей с инвалидностью.
Случаи, с которыми люди с инвалидностью обращаются в суд в рамках административного судопроизводства, касаются, прежде всего, защиты имущественных, материальных прав, государственной защиты и обеспечения денежной помощи - полностью подтвердились. Такой нематериальный фактор как обжалование действий или бездействие и обязательства совершить действия должностных лиц или исполнительного органа, хотя и находится на втором месте по частоте тяжбы, но сопутствует в требованиях материального характера.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)