Дети с инвалидностью
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что в государственном докладе Комитету Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью информация по обеспечению и реализации прав детей с инвалидностью носит формальный характер. Из отчета государства нельзя проследить изменения, которые произошли после ратификации Конвенции о правах людей с инвалидностью, стратегию и политику государства по улучшению ситуации с детьми с инвалидностью.
Конституция, законодательно-нормативные акты, международные соглашения гарантируют равенство прав детей, в том числе и детей с инвалидностью. После ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов государством было инициировано принятие новых законодательно-нормативных документов, направленных на реализацию прав детей с инвалидностью, их социальную защиту.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает позитивность этих шагов, но наряду с этим озабочен ситуацией относительно невыполнения действующего законодательства и его декларативностью. Права детей с инвалидностью и дальше продолжают нарушаться: право на образование, на охрану здоровья, уважение достоинства, право на отдых, на жилье, на социальную защиту и др.
Защита прав ребенка является декларативной. Есть десятки законодательных актов, направленных на защиту прав ребенка, в частности таких как: право на образование, на охрану здоровья, на достаточный жизненный уровень, на культурное и духовное развитие, оказание социальной помощи детям-инвалидам, бездомным и безнадзорным детям, детям-сиротам, лишенных родительской опеки. Но количество законов никак не способствует решению проблем, ведь большинство норм и положений действующих законов не выполняются. На их реализацию нет денег.
Не проводится мониторинг со стороны государственных структур выполнения действующего законодательства, тем самым не прослеживается динамика положительных изменений и существование проблем, которые необходимо решать. Информация о выполнении Закона «О Государственном бюджете» в сфере социальной защиты детей-инвалидов отсутствует на официальных веб-сайтах уполномоченных органов.
Де-юре ответственность за реализацию прав детей с инвалидностью возложена на несколько министерств и ведомств, де-факто - формирование политики в отношении детей с инвалидностью переводится в Министерство социальной политики. Между министерствами и ведомствами отсутствует межведомственная координация в реализации прав детей с инвалидностью в соответствии с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью. Права детей с инвалидностью рассматриваются только как определенные социальные гарантии, а ребенок, как объект социальной защиты со стороны государства.
Дети с инвалидностью, которые воспитываются в семьях, не могут быть полностью включены в жизнь общества, учитывая архитектурную недоступность улиц, предприятий общественного пользования, неразвитую систему предоставления услуг в обществе. Установлены соответствующие нормативные требования к планированию и застройке населенных пунктов, формированию жилых районов, разработке проектных решений, строительству и реконструкции домов, сооружений и их комплексов, объектов и средств общественного транспорта.
Приняты Государственные строительные нормы, регламентирующие обеспечение архитектурной доступности сооружений для этой группы населения. Существующие нормы не выполняются, поэтому семьи, в которых воспитываются дети с инвалидностью, сталкиваются с множеством физических барьеров в свои домах, на улице, в местах общественного назначения. Ответственность за невыполнение государственных строительных норм никто не несет даже при существовании штрафных санкций согласно Закону «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности».
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что в законодательно-нормативной базе существует разная терминология - «ребенок с инвалидностью», «ребенок с особыми потребностями», «дети с физическими и умственными недостатками», «дети, которые нуждаются в коррекции физического и умственного развития».
Отсутствие информации о возможности развития ребенка, механизмов социальной защиты, предоставления качественных услуг на уровне общества; финансовые затруднения семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, приводит к тому, что родители отдают своих детей на воспитание в государственные учреждения социальной защиты или отказываются от них в родильных домах.
Министерству социальной политики подчинены дома-интернаты, где содержатся дети с инвалидностью. И хотя в течение последних лет система находится в состоянии реформирования и уже достигнуты определенные положительные результаты, Экспертный Совет общественных организаций обеспокоен ситуацией в этих заведениях по соблюдению прав детей с инвалидностью. Некачественные услуги и реабилитационные программы, ненадлежащая квалификация персонала, которые могут предоставлять услуги и поддержку детям с инвалидностью, плохое содержание домов, нарушение приватности, приводит к тому, что эти дети остаются на «обочине общества».
Вопросам реформирования домов-интернатов системы Министерства социальной политики, государством не уделяется должное внимание. Дети с инвалидностью из домов-интернатов практически не были задействованы в государственных программах усыновления, создания и поддержки приемных семей. Они «выпали из поля зрения политики государства».
Недостаточная осведомленность по вопросам инвалидности тех семей, которые хотят усыновить ребенка с инвалидностью; отсутствие системы предоставления качественных услуг на уровне общества лишает этих детей права на семью. Семьи «боятся» брать таких детей под опеку и усыновлять, потому что считают, что не смогут заниматься ребенком, это будет «финансовым и моральным бременем для семьи».
Были внесены изменения в Закон «Об объединении граждан» и Закон «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», которые предоставляют возможность общественным организациям предоставлять услуги для населения. Эти изменения помогут в создании системы предоставления альтернативного ухода, услуг, в том числе и для детей с инвалидностью, предоставят семьям право выбора.
Детям с недостатками умственного или физического развития предоставляется бесплатная специализированная медицинская, дефектологическая и психологическая помощь. Действующее законодательство гарантирует эту норму, но вместе с тем, мы встречаемся с отчаянием родителей, детей, которые вынуждены обращаться во все органы за помощью.
Государство декларирует, что дети с инвалидностью из числа сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые проживают в приемных семьях, детских домах семейного типа, государственных и коммунальных детских заведениях, после достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством.
Большинство детей с инвалидностью, которые имеют статус «сирот и детей, лишенных родительской опеки», после 18 лет переводятся в психиатрические учреждения и дома-интернаты для престарелых, где проживают в течение жизни. Предоставление жилья для этой категории детей согласно законодательству, не выполняется.
Экспертный Совет общественных организаций соглашается с пунктом Государственного доклада о том, что основная просветительская и воспитательная работа по формированию позитивного отношения к людям с инвалидностью ведется общественными организациями.
В государственном отчете не представлена информация о стратегии внедрения концепции универсального дизайна. К сожалению, использование терминологии «универсальный дизайн» и «разумное приспособление» в государственном докладе, не дает оснований считать это стратегией развития во всех сферах жизнедеятельности общества.
Государство не принимает надлежащие меры по воздействию на частный бизнес, в вопросах создания доступной среды для людей с инвалидностью. Банки, магазины, гостиницы, кинотеатры, спортивные сооружения и заведения общественного питания в большинстве остаются физически недоступными.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)