Женщины с инвалидностью
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что в отчете в Комитет Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью не отслеживается исполнения статьи Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью, которая гарантирует женщинам с инвалидностью обеспечение полной и равной реализации их прав. Отчет государства по этой статье больше касается общих вопросов законодательного обеспечения прав женщин, не делается акцент на положении женщин с инвалидностью в стране.
Конституция и законодательство гарантируют обеспечение реализации прав женщин. В Законе «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» определены основные положения по правовому обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин, но вместе с тем, все законодательные нормативные акты, которые ориентированы на права женщин, не учитывают потребности в обеспечении и реализации прав женщин с инвалидностью. Не существует государственной стратегии относительно обеспечения прав женщин с инвалидностью по стандартам Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью.
Женщины и девушки с инвалидностью нередко подвергаются дискриминации и не всегда могут воспользоваться своими правами. Особенно это касается женщин с психическими и умственными нарушениями, которые находятся в социальных учреждениях опеки и в семьях, и которые подвергаются насилию, надругательству и жесткому обращению, не имея возможности самостоятельно отстоять свои права.
Не существует государственных официальных данных относительно насилия над женщинами с инвалидностью. Закон «О предупреждении насилия в семье» не предусматривает специальных процедур учета особенностей женщин с инвалидностью. При создании кризисных центров (они создаются государственными администрациями по представлению специального уполномоченного органа исполнительной власти) не учитываются потребности этой группы населения. Не проводится просветительская работа по этим вопросам.
Женщины с инвалидностью практически не задействованы в процессах принятия решений, не представлены в органах законодательной и исполнительной власти.
Существует недостаточная осведомленность девочек и женщин с инвалидностью по вопросам репродуктивного здоровья, планирования семьи и инвалидности. Существующая государственная политика в этой сфере не рассматривает эту группу, как целевую.
Для женщин с различными формами инвалидности отсутствуют профессиональные психологические и медицинские консультации. Архитектурная недоступность больниц, некачественные медицинские услуги не дают возможности женщинам с инвалидностью пользоваться услугами здравоохранения наравне с другими женщинами, реализовать свое право иметь семью, быть матерью. Существует недостаточная осведомленность медицинского персонала о потребностях женщин с инвалидностью.
Государство не уделяет достаточного внимания вопросам матерей с инвалидностью, воспитывающих здоровых детей, а также семьям, воспитывающим детей с инвалидностью. Не существует профессиональных психологических консультаций для женщин с инвалидностью и семей, где воспитывается девочка с инвалидностью, что создает новые барьеры по интеграции женщин и девушек с инвалидностью в общество.
Детские больницы архитектурно недоступны. Мама на инвалидной коляске, с проблемами опорно-двигательного аппарата, вынуждена постоянно обращаться за помощью к другим людям для того, чтобы провести ребенка к врачу на консультацию, а сама вынуждена ждать на улице и вести переговоры с врачом по телефону, узнавая о состоянии здоровья своего ребенка. Проблема непонимания существует и в семьях. Родители для дочери с инвалидностью не видят возможностей роста, не подталкивают ее к учебе, получению работы (это касается девушек с тяжелыми проблемами передвижения, зрения, слуха, проблемами развития интеллекта и т.д.). Семьи испытывают бремя «семьи второго сорта», потому очень нуждаются в помощи юристов, психологов, социальных работников для преодоления внутрисемейных проблем.
Отсутствует архитектурная доступность в детских садах и школах. Мама или отец с инвалидностью не может прийти на родительское собрание в школу, на праздник к ребенку, пообщаться с учителями, что чрезвычайно вредит психологическому состоянию, как матери (отцу), так и малыша. Ребенок привыкает к тому, что для него не созданы условия для участия в его школьной жизни. У некоторых детей появляются комплексы; появляются стереотипы в среде одноклассников.
Существование тотальной архитектурной недоступности социальной инфраструктуры приводит к невозможности воспользоваться качественными услугами наравне с другими.
Архитектурно недоступны парикмахерские, магазины, женские салоны, спортивные и культурные сооружения. Отсутствуют разработанные устройства для облегчения домашней работы, реабилитационно-бытовые устройства.
В стране отсутствует государственная политика по обеспечению и реализации прав женщин с инвалидностью, их включения в жизнь общества. Женщины с инвалидностью подвергаются дискриминации по инвалидности и полу.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)