Инициатива общественности
Канадский центр изучения инвалидности разработал учебные курсы «Инвалидность и общество», «Доступность и универсальный дизайн» при финансовой поддержке Канадского агентства по международному развитию. Курсы рассчитаны на широкий круг специалистов, работающих в сфере государственного управления, образования, градостроительства, охраны здоровья, культуры, а также на представителей общественных организаций, средств массовой информации.
Экспертный Совет общественных организаций одобряет признание «жестового языка, как языка лиц с недостатками слуха, который является средством общения и обучения, и который защищается государством» и считает это необходимым условием создания инклюзивного общества. Вместе с тем, существует проблема: наличие на телевидении незначительного количества информационных и тематических телепрограмм, кино-, видеофильмов с субтитрированием и сурдопереводом, хотя это также гарантированно законодательством.
Не происходит поощрения государством частных предприятий, которые предоставляют услуги общественности, к оказанию этих услуг в доступных и приемлемых для людей с инвалидностью форматах.
Суд против дискриминации инвалидов, или как государство заботится о глухих людях
Практически нет каналов, где люди с проблемами слуха могут «слышать» язык жестов или видеть «бегущую строку». Титрование на телевидении почти отсутствует, а иногда такие важные для глухих людей строки просто закрывают рекламой. Если же «бегущие строки» и появляются, совсем не факт, что они отражают происходящее на экране. Невыполнение обязанности Кабинетом Министров и стало предметом иска глухого человека в суд. В своем иске мужчина требовал признать противоправной бездеятельность должностных лиц, которые не приняли вышеупомянутый порядок, а также требовал обязать Правительство его утвердить. Суд принял положительное для лица с инвалидностью по слуху решение. Служители Фемиды установили, что Кабинет Министров не выполнил своего долга, который предусмотрен Законом. Апелляционный суд поддержал коллег из первой инстанции, чем еще раз подтвердил бездействие должностных лиц. Теперь уже не только закон, а и решение суда обязывают Кабинет Министров прекратить дискриминацию инвалидов по слуху. Но, похоже, чиновники этим не занимаются, ведь решение до сих пор не выполнено.
Экспертный Совет общественных организаций обеспокоен тем, что в социальной политике по отношению к лицам с инвалидностью не пропагандируются принципы уважения человеческого достоинства, самостоятельности, независимости. Одним из примеров неуважения к человеческому достоинству является пользование услугами железнодорожного транспорта. Покупая билет на железной дороге по такой же стоимости, как и другие пассажиры, человек с инвалидностью не может воспользоваться услугами в полной мере. Путешествуя 8-10 часов в поезде, пассажир с инвалидностью не может воспользоваться туалетом и услугами, которые должны предоставляться этой категории пассажиров согласно действующему законодательству наравне с другими.
Равенство мужчин и женщин гарантируется Конституцией, международными и национальными законодательными актами. Вместе с тем, в государственных национальных и региональных программах не прописано, что это значит для женщин с инвалидностью. Это приводит для последних к дискриминации не только по полу, но и по инвалидности.
Государством не обеспечивается и не реализуется принцип включения людей с инвалидностью в жизнь общества. Люди с инвалидностью не воспринимаются как равные участники социально-экономического развития страны, отторгнутые от политической, культурной жизни, образования и здравоохранения.
Реальные возможности материального обеспечения этой категории населения ставят их за черту бедности, что приводит к дополнительным моральным и психологическим отклонениям в поведении и деятельности.
Лица с инвалидностью недостаточно вовлечены в рынок труда. Большинство из них остаются безработными или бросили попытки поиска работы. Среди работающих людей с инвалидностью значительная часть имеет неполную занятость, получает заработную плату ниже минимальной или работает на рабочих местах, не отвечающих их образовательно-квалификационному уровню.
Низкие доходы семей, воспитывающих детей с инвалидностью, заставляют их экономить на питании, надлежащем лечении, отдыхе, культурном досуге. Особенно это чувствуется в семьях, проживающих в сельской местности. Отторжение от всех сфер общественной жизни здесь осложняется еще и за неразвитой инфраструктурой на селе.
Отсутствие надлежащих жилищных условий для людей с инвалидностью влияет на различные аспекты жизни и, прежде всего, на психологическое состояние, здоровье, работоспособность, социальную безопасность человека.
Отторжение людей с инвалидностью от услуг системы здравоохранения - учреждения, услуги здравоохранения не являются физически доступными для этой категории населения. Это является дискриминацией по признаку инвалидности этой группы граждан страны. Существующая разветвленная система социальной защиты не охватывает адресно всех пользователей и не является эффективной (отсутствие четкой статистики, интегрированных услуг, доступа пользователей к информации о программах социальной поддержки и т.д.).
Государство не осуществляет эффективные меры для реализации принципа Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью по уважению к способностям и сохранению индивидуальности детей с инвалидностью.
Право ребенка на пользование качественными услугами системы здравоохранения записано в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Право на реабилитацию является важным правом Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью, но оно не может считаться основным приоритетом политики в сохранении индивидуальности ребенка и защите прав. Иначе, государство декларирует «медицинскую модель инвалидности» - «корректировки» и «устранения» инвалидности. Это еще раз подтверждает несогласованность существующих государственных программ, непонимание сущности вопросов инвалидности.
Государство после ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью принимает меры для внесения изменений в существующее законодательство, программы, планы по защите прав людей с инвалидностью. Вместе с тем, не все государственные программы национального и регионального уровня учитывают вопросы людей с инвалидностью, основываясь на правовом подходе. Государственные органы и учреждения, декларируя приверженность принципам Конвенции, не принимают надлежащих мер по соблюдению прав людей с инвалидностью наравне с другими и создание условий для их реализации.
Вопросами разъяснения и пропаганды Конвенции Организации Объединенных Наций среди людей с инвалидностью, государственных служащих, представителей различных институтов занимаются общественные организации. К сожалению, со стороны государства не уделяется должное внимание вопросам подготовки государственных служащих различных министерств и ведомств по вопросам инвалидности, что приводит к непониманию этих вопросов, а в дальнейшем - к неправильному формированию стратегий, планов, программ и приводит к созданию новых барьеров, касающихся различных сфер жизнедеятельности людей с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)