Требования к рабочим местам инвалидов
Рабочее место инвалида - это отдельное рабочее место или участок производственной площади на предприятии, в учреждении и организации независимо от форм собственности и хозяйствования, где созданы необходимые условия для труда инвалида. Рабочим местом инвалида может быть:
- обычное рабочее место, если по условиям труда и с учетом физических возможностей инвалида оно может быть использовано для его трудоустройства;
- специализированное рабочее место инвалида - рабочее место, оборудованное специальным техническим оснащением, приспособлениями и устройствами для работы инвалида в зависимости от анатомических дефектов или нозологических форм заболевания и с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии, профессиональных навыков и знаний инвалида. Это рабочее место может быть создано как на производстве, так и дома.
Рабочее место инвалида считается созданным, если оно:
- соответствует установленным требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии;
- аттестовано специальной комиссией предприятия с участием представителей медико-социальной экспертной комиссии и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида.
Определяющие принципы по созданию рабочего места, которое адаптировано к потребностям конкретного лица с инвалидностью:
Первое. При создании работодателем специального рабочего места необходим индивидуальный подход к конкретному работнику. В общих чертах процесс создания специальных условий состоит в приспособлении рабочего места, рабочей обстановки или методов конкретной работы к реальным возможностям и потребностям инвалида.
Второе. Необходимость в создании специальных условий может возникнуть при разных обстоятельствах: например, когда принимают новых сотрудников, или когда работники, которые были приняты ранее, возвращаются к работе после получения производственной травмы и тому подобное.
Третье. Стоит отметить, что далеко не каждому человеку с ограничениями жизнедеятельности нужны специальные условия. Человек может нуждаться не в специальных условиях, а только в незначительной коррекции условий труда и организации рабочего места.
Итак, процесс создания необходимых условий труда должен быть индивидуальным и основываться на реальных возможностях и потребностях каждого конкретного человека.
Четвертое. Работодателю крайне важно привлекать к процессу создания специального рабочего места непосредственно человека с инвалидностью, для которого эти условия создаются, а также всегда стараться учитывать его личные пожелания и возможности. Конечно, человек с инвалидностью лучше других знает свои особенности и способен активно способствовать созданию максимально комфортных и эффективных, с точки зрения производительности труда, условий.
С целью создания адекватных условий труда инвалида на рабочем места работодатель должен тщательно ознакомиться с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в которой должны отражаться все необходимые условия его трудовой деятельности.
В этом контексте приобретает первостепенное значение стиль работы работодателя (ключевая фигура в решении проблемы занятости инвалидов) и его творческое взаимодействие с работниками службы занятости, социальными работниками, врачами, педагогами как фактор эффективной реабилитации и интеграции инвалидов в общество. Из практики известно, что успешное общение с инвалидами дано не всем и неудача в этом деле может ухудшить их социально-психологическое положение.
Эргономическое проектирование индивидуальных рабочих мест инвалидов включает разработку приемов труда с учетом индивидуальных особенностей человека с инвалидностью, определение положения инвалида в рабочей зоне и расчет ее параметров с учетом эргономических возможностей инвалида и использование им специального оснащения и приспособлений, а также испытание и освоение приемов труда непосредственно на рабочем месте.
В зависимости от выполняемой операции, веса обрабатываемого предмета и класса необходимых движений возможны такие основные положения инвалида в процессе работы: сидя, стоя и переменно (сидя-стоя), а также выполнение ряда операций во время движения, на ходу.
Выбор позы, как правило, определяется характером технологического процесса, объемом и сложностью рабочей нагрузки. Ось тела работающего должна с максимальной вероятностью совпадать с осью рабочей зоны, а детали, рабочие узлы механизмов и инструменты должны находиться в зоне оптимальной или легкой досягаемости.
Поза «сидя» на работах, требующих большой точности, повышенного внимания, работе двумя руками в невысоком темпе при небольшом размахе движений и рабочем усилии до 5 кг. При больших усилиях необходимо применять упоры для спины при движениях «от себя» и упоры для ног при движениях «на себя», поворотных и вращающихся в обеих плоскостях с чередованием нагрузки на разные группы мышц. Особое внимание следует обратить на конструкцию рабочего сиденья, которая обеспечивает правильное регулирование опор для спины, рук, ног относительно роста инвалида и особенностей патологии опорно-двигательного аппарата. Нижние конечности в этой позе должны располагаться в свободном пространстве.
В позе «стоя» возможно большее количество движений с усилиями, превышающих 10 кг. Конечно, в такой позе работа осуществляется с наклоном туловища, что для большинства инвалидов, как правило, неприемлемо. Кроме того, эта поза является утомительной, так как при ней затрачиваются дополнительные усилия в поддержку вертикального положения, поэтому необходимо оснащение такого рабочего места сиденьем со спинкой для периодического отдыха.
Организация и требования к рабочему месту инвалида определяются также и спецификой профессии. Профессии рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, могут быть разделены на ряд категорий:
- квалифицированные рабочие профессии для специалистов с высшим образованием;
- операторские и исполнительские рабочие профессии для персонала со средним профессиональным образованием;
- квалифицированные рабочие профессии, предполагающие начальное профессиональное образование;
- малоквалифицированные рабочие профессии, предполагающие обучение на рабочих местах;
- профессии младшего обслуживающего персонала в промышленности и коммунально-бытовой сфере.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)